По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336 DOI:10.33920/pro-01-2301-05

Качество муниципальных услуг — драйвер повышения эффективности бюджетных расходов

Гоцко Татьяна Васильевна канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и экономики, Государственный социально-гуманитарный университет, 140411, г. Коломна, Московская область, ул. Зеленая, д. 30, E-mail: kafedraeim@yandex.ru

Приоритетной национальной целью России признано повышение уровня жизни населения, которое проявляется в росте удовлетворенности потребителей доступностью и качеством государственных и муниципальных услуг. В статье рассматриваются сущность базовых муниципальных услуг, взаимосвязь их объемов и качества с эффективностью бюджетных расходов, современные тренды по последовательному гармоничному развитию системы мониторинга качества государственных (муниципальных) услуг, их цифровой трансформации, а также постепенному внедрению конкурентных способов их оказания при одновременном сохранении действующего способа через утверждение муниципального задания. На основе систематизации нормативно-правовых актов и практической деятельности разработаны предложения по совершенствованию механизма непрерывного повышения качества муниципальных услуг.

Литература:

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 (с изменениями).

2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных (муниципальных) услуг».

3. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»

4. Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 951 «О мониторинге качества предоставления государственных и муниципальных услуг независимо от формы их предоставления и внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)”».

5. Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 № 1631 «Об отмене нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного федерального санитарно-эпидемиологического надзора».

6. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов (утв. Минфином России).

7. Гоцко Т.В. Бенчмаркинг: рекомендации для муниципальной власти // Метод. — 2019. — № 1. — С. 27–29.

8. Гоцко Т.В. Развитие системы оказания муниципальных услуг // Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий: материалы VI международной науч.-практ. интернет-конференции, г. Вологда, 19–21 мая 2021 г.: ч. 1. — Вологда: ФГБУН «ВолНЦ» РАН, 2021. — С. 65–68.

9. Кирсанов С.А. Организация и регламенты муниципальных услуг в Российской Федерации. — https://staff.wikireading.ru/69194 (дата обращения: 11.11.2022).

10. Кузьмин В. Большинство госуслуг до конца 2023 года переведут в цифровой формат и непрерывный режим. — https://rg.ru/2022/04/18/ bolshinstvo-gosuslug-do-konca-2023-goda-perevedut-v-cifrovoj-format-i-nepreryvnyj-rezhim.html (дата обращения: 11.11.2022).

11. Плесовских И.Н., Кузнецова Е.В. Оценка качества предоставления государственных услуг как инструмент обеспечения прав и свобод человека и гражданина. — file:///C:/Users/Admin/Desktop/%D0%9A%D0%B0%D1 %87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0 %BE/978-5-7996-2406-4_01_03.pdf (дата обращения: 11.11.2022).

Ключевым приоритетом деятельности органов власти является повышение качества государственного и муниципального управления. Решение этой задачи возможно при акценте внимания на системном и целенаправленном удовлетворении потребностей населения и организаций в своевременном и качественном оказании государственных (муниципальных) услуг. В настоящее время их оказание регулируется тремя базовыми законами:

• Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ);

• Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных (муниципальных) услуг» (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ);

• Федеральным законом от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее — Федеральный закон № 189-ФЗ).

Таким образом, на законодательном уровне акцентировано внимание на гармоничном развитии административных, бюджетных и социальных услуг путем разграничения сфер ответственности, взаимосвязи объемов финансового обеспечения с доступностью и качеством их предоставления потребителям, цифровой трансформации и возможности использования конкурентных способов оказания муниципальных услуг потребителям — физическим лицам. Сравнительная характеристика подходов к понятию муниципальных услуг представлена в таблице.

Одним из результатов административной реформы стало принятие Федерального закона № 210-ФЗ, в котором было регламентировано предоставление физическим и юридическим лицам так называемых «административных» услуг, которые в значительной мере отражают уровень взаимодействия органов власти с населением и бизнесом. Основными признаками предоставления таких услуг являются:

• возможность предоставления органами местного самоуправления и (или) многофункциональными центрами; муниципальные учреждению имеют право оказывать такие услуги в электронном формате при условии их включения в реестр государственных и муниципальных услуг;

• правомерность, то есть установление ограничений установленными расходными полномочиями;

Для Цитирования:
Гоцко Татьяна Васильевна, Качество муниципальных услуг — драйвер повышения эффективности бюджетных расходов. Управление качеством. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: