По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Качество медицинской помощи — современные аспекты

Марина Василидовна Еругина заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ имени В. И. Разумовского» Минздрава России, д. м. н., профессор, lab48@yandex.ru
Ирина Львовна Кром профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ имени В. И. Разумовского» Минздрава России, руководитель Центра медико-социологических исследований, д. м. н., профессор, irina.crom@yandex.ru
Галина Николаевна Бочкарёва старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ имени В. И. Разумовского» Минздрава России, bofrida@rambler.ru
Мария Геннадьевна Еремина соискатель кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ имени В. И. Разумовского» Минздрава России, к. м. н., доцент, 913693@mail.ru
Елена Михайловна Долгова доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ имени В. И. Разумовского» Минздрава России, к. м. н., доцент, emdolgova@list.ru

В статье представлен авторский анализ современных интерпретаций качества медицинской помощи в ракурсе междисциплинарного подхода. Рассмотрены основные характеристики качества медицинской помощи. Авторы представленных в статье публикаций отмечают изменение контекста качества медицинской помощи в ситуации «парадоксального» здравоохранения, трансформацию удовлетворенности качеством медицинской помощи, повышение уровня требований пациентов к качеству медицинской помощи.

Литература:

1. Окрепилов, В. В. Управление качеством / В. В. Окрепилов. — Москва: Просвещение, 1998. — 308 с.

2. Осипова, Н. Г., Профессиональное выгорание врача как результат воздействия факторов макросферы и микросферы / Н. Г. Осипова, Т. В. Семина // Теория и практика общественного развития. — 2017. — № 7. — С. 9–14.

3. Решетников, А. В. Социальный институт медицины (часть 2) / А. В. Решетников // Социология медицины. — 2018. — № 17 (2). — С. 68–79.

4. Решетников, А. В. Доклад на конференции «Социальная роль врача в российском обществе» / А. В. Решетников. — Н. Новгород, 2018.

5. Рожкова, Е. В. Качество медицинской услуги и его оценка / Е. В. Рожкова // Социальные аспекты здоровья населения. — 2012. — Т. 23. — № 1. — С. 7.

6. Светличная, Т. Г. Потребление медицинских услуг: медико-социологический анализ: монография / Т. Г. Светличная, О. А. Цыганова, Е. Л. Борчанинова. — Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2011. — 185 с.

7. Светличная, Т. Г. Права пациента: законодательное обеспечение и практическая реализация / Т. Г. Светличная, В. К. Зинькевич, И. А. Петрова // Заместитель главного врача. — 2013. — № 5 (84). — С. 75–84.

8. Совместная работа на благо здоровья. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2006 год. — ВОЗ, Женева. — 215 с.

9. Трифонова, Н. Ю. Оценка качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях на современном этапе / Н. Ю. Трифонова, А. Р. Габриелян, К. И. Касапов // Социальные аспекты здоровья населения. — 2013. — Т. 33. — № 5. — С. 6.

10. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 07.03.2018). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895/.

11. Философский энциклопедический словарь. — Москва: Советская энциклопедия, 1983.

12. Шоу, Ч. Д. Основы для разработки национальных политик по обеспечению качества в системах здравоохранения / Ч. Д. Шоу, И. Кало. — Европейское региональное бюро ВОЗ, 2001. — 67 с.

13. Щепин, О. П. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи / О. П. Щепин, В. И. Стародубов, А. Л. Линденбратен, Г. И. Галанова. — Москва: Медицина, 2002. — 176 с.

14. Щепин, О. П. Перспективы развития здравоохранения Российской Федерации / О. П. Щепин, Р. В. Коротких // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2015. — № 23 (6). — С. 3–6.

15. Хабриев, Р. У. Методические подходы к формированию актуальных индикаторов качества медицинской помощи / Р. У. Хабриев, А. С. Юрьев, М. В. Авксентьева, П. А. Воробьев, С. Н. Горбунов // Проблемы стандартизации в здравоохранении. — 2005. — № 8. — С. 9–15.

16. Dohrenwend, B. P. Social Status and Psychological Disorder: An Issue of Substance and an Issue of Method / B. P. Dohrenwend // Am. Sociol. Rev. — 1966. — Vol. 31. — P. 14−34.

17. Donabedian, A. Explorations in quality assessment and monitoring / A. Donabedian. — Ann Arbor, Mich.: Health Administration Press. — 1980. — 163 p.

18. Donabedian, A. The Methods and Findings of Quality Assessment and Monitoring / A. Donabedian. — Michigan: Health Administration Press. — 1985. — 900 p.

19. Donabedian, A. The Seven pillars of Quality / A. Donabedian // Arch Pathol Lab Med. — 1990. — Vol.114. — P. 115–119.

20. Humzah, M. D., Mc Gregor, J. C. Performance indicators in surgery / M. D. Humzah, J. C. Mc Gregor // J. R. Coll. Surg. Edind. — 1997. — Vol. 42. — P. 165–167.

21. Linder-Pelz, S. Social psychological determinants of patient satisfaction: a test of five hypothesis / S. Linder-Pelz // Soc. Sci. Med. — 1982. — Vol. 16. — № 5. — P. 583−589.

22. Quality Control Handbook. / J. M. Juran, F. M. Graina, R. S. Bingham, JR. McGraw-Hill Book Co. — 1974. — P. 2.

Достижения медицинской науки XX– XXI веков привели к принципиальному изменению возможностей медицины, сделав доступными излечение ранее фатальных болезней и доклиническую диагностику многих заболеваний. Однако результаты медицинской помощи в современном мире значительно отличаются от ожидаемых. «Между медицинской помощью, которую мы можем оказать, и той, которую реально оказываем, существует не просто разрыв, а целая пропасть» (из доклада Института медицины США, 2002 г.) [9].

Международная организация по стандартизации (ISO) в 1986 году приняла, а в 1994 году уточнила следующее определение понятия «качество» — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять потребности, установленные или предполагаемые [1].

Качество — «категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определенность. Качество предмета или явления не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом, рассматривается как целое, охватывающее его полностью и неотделимое от него. Иными словами, понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может оставаться самим собой, потеряв свое качество» [11].

Качество медицинской помощи «является весьма сложной для понимания категорией, что детерминировано, с одной стороны, широким лексическим значением слова «качество», а с другой — трудностью установления четких, формально определенных критериев отграничения качественной медицинской помощи от некачественной. Это обусловлено особенностями медицинской деятельности и науки, которые сопровождаются вариативностью подходов к лечению одного заболевания, постоянным развитием медицинских технологий и совершенствованием лекарственных средств, индивидуальностью организма каждого пациента и т. д. [2].

По определению Дж. Джурана [22], «Quality is fitness for use», то есть «качество — это соответствие назначению».

Всемирная организация здравоохранения определяет качество медицинской помощи как «свойство взаимодействия врача и пациента, обусловленное квалификацией профессионала, т. е. его способностью выполнять медицинские технологии, снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать объективные условия удовлетворенности пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой (врачом, отделением, медицинским учреждением)» [12].

Для Цитирования:
Марина Василидовна Еругина, Ирина Львовна Кром, Галина Николаевна Бочкарёва, Мария Геннадьевна Еремина, Елена Михайловна Долгова, Качество медицинской помощи — современные аспекты. ГЛАВВРАЧ. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: