По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Качество медицинского образования и пути совершенствования практических навыков студентов вузов

Королькова Н. К. Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Бизунков А. Б. Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Целью работы явился анализ подходов к оценке эффективности компетентностной модели оценки качества подготовки специалистов-медиков в странах ближнего и дальнего зарубежья. Внедрение компетентностного подхода в том виде, в котором он был изначально предложен, связано со значительными трудностями, главными из которых являются отсутствие консенсуса по содержанию компетенций, значительная затратность метода и отсутствие убедительных доказательств роста качества образования при его использовании. Основной особенностью применения компетентностного подхода в постсоветской высшей школе является часто наблюдаемая редукция понятия «компетенция» до уровня знаний-умений-навыков. Наибольшие сложности реализация компетентностной модели встречает при ее использовании для оценки уровня освоения одной отдельно взятой клинической дисциплины. Анализ имеющихся в настоящее время трендов в высшей медицинской школе показал, что оптимальным решением этой проблемы, наиболее близким к принципам компетентностной модели, является оценка истории болезни, понимаемой не как текст, а как процесс ее создания, чем механическая фрагментация экзамена на практические навыки и формализованные знания в виде тестов.

Литература:

1. Ten Cate O. Competency-based education, entiustable professional activities, and the power of language / O. Ten Cate // J. Grad. Med. Educ. — 2013 Mar. — Vol. 5. — N 1. — P. 6–7.

2. Ten Cate O. Competency-Based Education and Entrustable Professional Activities (EPAs) in the context of medical skill training [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.uems.eu/__ data/assets/pdf_file/0009/56880/ten-Cate-16-feb-2018-UEMS-NASCE-EPAs-and-Skills-training. pdf (date of access: 03.12.2018).

3. Tyler R. W. Basic principles of curriculum and instructions. — Chicago: Chicago University Press, 2013. — 144 p.

4. Bloom B. S. Taxonomy of educational objectives: the classification of educational goals. — London: Longmans: Green and Co Ltd, 1956. — 207 p.

5. Competency-based curriculum development in medical education / W. С. McGaghie et al. — Geneva: World Health Organization, 1978. — 90 p.

6. General competencies and accreditation in graduate medical education / P. Batalden et al. // Health Aff . (Millwood). — 2002 Sep-Oct. — Vol. 21. — N 5. — P. 103–111.

7. Competency-based medical education: An overview and application in pharmacology / N. Shah et al. // Indian J. Pharmacol. — 2016 Oct. — Vol. 48. — S. 1. — P. S5–S9.

8. Swing S. R. The ACGME outcome project: retrospective and prospective / S. R. Swing // Med. Teach. — 2007 Sep. — Vol. 29. — N 7. — P. 648–654.

9. Outcomes for graduates 2018 / General Medical Council [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.gmc-uk.org/-/media/documents/dc11326-outcomes-for-graduates-2018_pdf75040796.pdf (date of access: 28.11.2018).

10. Toward a definition of competency-based education in medicine: a systematic review of published definitions / J. R. Frank et al. // Med. Teach. — 2010. — Vol. 32. — N 8. — P. 631–637.

11. Huddle T. S. Taking apart the art: the risk of anatomizing clinical competence / T. S. Huddle, G. R. Heudebert // Acad. Med. — 2007 Jun. — Vol. 82. — N 6. — P. 536–541.

12. Lurie S. J. Commentary : Pitfalls in assessment of competency- based educational objectives / S. J. Lurie, C. J. Mooney, J. M. Lyness // Acad. Med. — 2011 Apr. — Vol. 86. — N 4. — P. 412–414.

13. Perspective: Competencies, outcomes, and controversy — linking professional activities to competencies to improve resident education and practice / M. D. Jones et al. // Acad. Med. — 2011 Feb. — Vol. 86. — N 2. — P. 161–165.

14. Competency-based medical education: implications for undergraduate programs / P. Harris et al. // Med. Teach. — 2010. — Vol. 32. — N 8. — P. 646–650.

15. Lurie S. J. History and practice of competency-based assessment / S. J. Lurie // Med. Educ. — 2012 Jan. — Vol. 46. — N 1. — P. 49–57.

16. Advancing Competency-Based Medical Education: A Charter for Clinician-Educators / C. Carraccio et al. // Acad. Med. — 2016 May. — Vol. 91. — N 5. — P. 645–649.

17. Whitcomb M. E. Transforming Medical Education: Is Competency-Based Medical Education the Right Approach? / M. E. Whitcomb // Acad. Med. — 2016 May. — Vol. 91. — N 5. — P. 618–620.

18. Митрохина Т. Н. Компетентностный подход в российской высшей школе: инновация или регрессия? / Т. Н. Митрохина // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, История. — 2013. — № 1. — С. 158–161.

19. Митрофанова К. А. Понятия компетенции и компетентности в высшем медицинском образовании России / К. А. Митрофанова // Науч. диалог. — 2016. — № 1. — С. 285–297.

20. Звонников В. И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. — М.: Логос, Унив. книга, 2009. — 271 с.

21. Пак Ю. Н. Проблемы модернизации высшей школы в формате компетентностного подхода / Ю. Н. Пак, Ж. С. Нугужинов, Д. Ю. Пак // Высш. образование сегодня. — 2017. — № 10. — С. 48–52.

22. Ибрагимов Г И. Оценивание компетенций: проблемы и решения / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова // Высш. образование в России. — 2016. — № 1. — С. 43–52.

23. Подход к формированию компонентной структуры компетенций / Е. Л. Кон и др. // Высш. образование в России. — 2013. — № 7. — С. 37–41.

24. Кон Е. Л. Разработка подходов к формализованному описанию контролепригодной компонентной структуры дисциплинарной компетенции / Е. Л. Кон, В. И. Фрейман, А. А. Южаков // Образование и наука. — 2015. — № 4. — С. 52–68.

25. Буденкова Е. А. Управление результатами обучения в условиях реализации компетентностного подхода в системе ВПО / Е. А. Буденкова // Образоват. технологии. — 2014. — № 3. — С. 47–58.

26. Современные подходы к оцениванию квалификаций / В. И. Блинов и др. // Высш. образование в России. — 2013. — № 5. — С. 100–106.

27. Чучалин А. И. Планирование оценки результатов обучения при проектировании образовательных программ / А. И. Чучалин, А. В. Епихин, Е. А. Муратова // Высш. образование в России. — 2013. — № 1. — С. 13–20.

28. The role of assessment in competency-based medical education / E. S. Holmboe et al. // Med. Teach. — 2010. — Vol. 32. — N 8. — P. 676–682.

29. Transforming primary care training — patient-centered medical home entrustable professional activities for internal medicine residents / A. Chang et al. // J. Gen. Intern. Med. — 2013 Jun. — Vol. 28. — N 6. — P. 801–809.

Эксперты называют переход от традиционной системы оценки качества подготовки врача через знания-умения-навыки к компетентностной модели самой грандиозной и революционной реформы медицинского образования за последние четыре столетия [1]. Последний раз событие похожей исторической значимости имело место в XVII веке, когда в европейских университетах студенты-медики впервые начали работать с пациентами, хотя до того учились медицине исключительно по книгам. Фактически в дискуссиях по компетентностному подходу речь идет о том, чтобы наконец идентифицировать и оформить те основные компоненты, из которых слагается реальная врачебная деятельность, и вести подготовку врача в строгом соответствии с полученными результатами. Однако до сих пор, несмотря на почти тысячелетнюю историю преподавания медицины в Европе, эти составляющие так и не были найдены, а подготовка врача по-прежнему основана исключительно на теоретическом представлении о том, каким он должен быть, что должен знать и что уметь.

Не существует научного обоснования тому, какой объем микробиологии, физиологии или гистологии и т. д. должен освоить врач общей практики, работник стационара или любой другой медицинский специалист для того, чтобы исполнять свои обязанности с соответствующим уровнем качества. Сколько офтальмологии должен знать гинеколог и сколько проктологии — оториноларинголог, до сих пор также неизвестно. Нет научной доказательной базы и под перечнем дисциплин, якобы необходимых для изучения студентами учреждений высшего медицинского образования.

Результаты подобной подготовки известны. О них в феврале 2018 г. в Брюсселе на конгрессе Европейского союза медицинских специалистов говорил один из ведущих мировых экспертов в области педагогики высшей школы профессор Кате из университетского центра в Утрехте (Нидерланды), обосновывая настоятельную необходимость перехода к новым принципам оценки качества врачебной подготовки [2]. В своем докладе он ссылался на отчет Американской комиссии по качеству медицинской помощи, в котором указано, что количество смертей от медицинских ошибок в США примерно равно сумме смертей от автомобильных катастроф, рака молочной железы и СПИДа. Неудовлетворенность качеством медицинского образования во всем мире является основным и самым весомым стимулом, заставляющим искать более совершенные формы оценки подготовки специалистов.

Для Цитирования:
Королькова Н. К., Бизунков А. Б., Качество медицинского образования и пути совершенствования практических навыков студентов вузов. Врач скорой помощи. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: