По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Качество и конкурентоспособность продукции в условиях частного предпринимательства. Особенности работы экспертов по выработке стратегии развития малых и средних предприятий

Производственная деятельность в условиях малого и среднего бизнеса строится, как известно, на основе частной собственности. Зачастую формирование предприятий малого и среднего бизнеса происходит при взаимодействии двух собственников, объединивших на начальном этапе свои усилия в достижении общей цели. Если же впоследствии каждый из собственников выстраивает свой личный план (а это происходит почти неизбежно), то реализация стратегического плана развития такого предприятия возможна либо по отдельности (при разделе бизнеса), либо при отстранении обоих собственников от оперативного руководства предприятием путем введения форм корпоративного управления. Анализ деятельности предприятий малого и среднего бизнеса показывает, что такие важные для производственной деятельности формы управления, как совет директоров и периодический контроль качества, могут быть применены в них лишь с малой долей вероятности. Отсюда вытекают известные трудности, в том числе в вопросах качества продукции и ее конкурентоспособности.

Изменения, происходящие в современной российской экономике, привносят перемены в стиль и методы управления организацией. Оперативное управление на основе интуиции, выведшее действующие компании на докризисный уровень, безвозвратно уходит в прошлое. На смену ему приходит стратегический менеджмент. Сегодня собственникам крайне важно понять, что стратегический менеджмент — не просто модное словосочетание, содержание которого неприменимо к своеобразным российским реалиям, а инструмент, с помощью которого они смогут оставаться на плаву, двигаться вперед, к достижению намеченных целей.

Малый и средний бизнес является основой большинства экономик. Появившись однажды, малое, так же как и среднее, предприятие продолжает оставаться таким, каким было изначально, — магазином около дома, ателье, автомастерской на окраине города или небольшим производственным предприятием.

Иногда растущий малый бизнес выходит не только за рамки отдельной торговой точки, но и за пределы родного региона. Увеличение масштаба бизнеса во многом зависит от амбиций предпринимателя, детище которого может перейти в разряд среднего предприятия либо, если интерес его владельца распространяется на другие направления экономики, разрастись до мини-холдинга.

Если в рамках малого бизнеса совмещение функций собственника и топ-менеджера является логичным и приемлемым, то по мере роста организации возникают классические проблемы управления, на которые накладывается специфика российского бизнеса. Собственник-руководитель, несмотря на видимый успех, все острее ощущает потерю контроля над процессом развития. Компания успешна, но она вплотную подходит к так называемому кризису роста.

В качестве отягчающего его обстоятельства можно указать на свойственное малому бизнесу распределение собственности в соотношении 50/50. Редкий бизнес может эффективно функционировать при такой структуре многие годы, здесь уместно провести аналогию между взаимоотношениями партнеров по бизнесу и супружеских пар с их классическими психологическими проблемами.

Для Цитирования:
Лодынин Е., Качество и конкурентоспособность продукции в условиях частного предпринимательства. Особенности работы экспертов по выработке стратегии развития малых и средних предприятий. Управление качеством. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: