По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323 DOI:10.33920/pol-01-2209-01

Качество гражданско-государственного диалога в России

Устинович Елена Степановна д-р полит. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д.Ф. Устинова» (БГТУ «Военмех» имени Д.Ф. Устинова), Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская ул., д. 1 / 21, e-mail: lenausti@mail.ru, +7 960 694 5656, ORCID ID: 0000-0002-7690-8504

На современном этапе гражданское общество в Российской Федерации находится в стадии становления и развития, тем интересней и актуальнее изучать, выявлять и анализировать происходящие процессы, попытаться прогнозировать тенденции и тренды в развитии и эффективности гражданского взаимодействия. Российское гражданское общество последние годы демонстрирует готовность к постоянному и эффективному гражданско-государственному диалогу. Создание социально ориентированных НКО, добровольческих (волонтерских) организаций «третьего сектора», их постоянно развивающаяся гражданская активность всё больше становятся примером активного освоения возможностей свободной самоорганизации граждан России. Формирование зрелого гражданского общества во многом зависит от взаимоотношений институтов гражданского общества и государства. В настоящей статье определены направления деятельности и характеристика «третьего сектора» на современной законодательной базе в Российской Федерации, проведен анализ государственной поддержки социально ориентированным НКО в Российской Федерации, участия социально ориентированных НКО в оказании социальных и общественно полезных услуг, состояния проникновения цифровизации в сферу социально ориентированных НКО.

Литература:

1. Гимазова Ю.В. Российские НКО в условиях пандемии: кризис мер господдержки и способы выживания // Дискурс-Пи. — 2021. — Т. 18, №4. — С. 141-153. DOI: 10.17506/18179568_2021_18_4_141. EDN QUXRSI.

2. Грибенникова Э.А. Государственная поддержка общественных инициатив НКО в Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2021. — Т. 1, №8 (116). — С. 133-139. DOI: 10.36871/ek. up. p. r. 2021.08.01.019. EDN SGXLAF.

3. Гришина Е.Л. Роль НКО в повышении эффективности управления программами корпоративной социальной ответственности российских предприятий // Управленческое консультирование. — 2021. — №1 (145). — С. 127-133. DOI: 10.22394/1 726-1139-2021-1-127-133. EDN SCNNMS.

4. Ивашиненко, Н. Роль НКО в развитии регионов: социально-экономические практики/Н. Ивашиненко, Ю. Никула // Журнал исследований социальной политики. — 2020. — Т. 18, №3. — С. 377-378. EDN WXFUNW.

5. Клинков А.С. Виды НКО в России // Россия и мир: развитие цивилизаций. Инновации и консерватизм: поиск баланса: сборник трудов молодых ученых и студентов XII международной научно-практической конференции, Москва, 6 апреля 2022 г. — М.: Институт мировых цивилизаций, 2022. — С. 274-278.

6. Коврикова О.И. НКО в региональной политической системе: место и роль в адаптационном механизме // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. — 2020. — №3. — С. 31-36. EDN ICZWQS.

7. Марьянов, Е.О. Анализ применения информационных технологий в НКО/Е.О. Марьянов, А.Ю. Поклонский // Международная молодежная научная школа-конференция «Цифровая трансформация реального сектора экономики»: сборник тезисов докладов, Москва, 21 мая 2021 г. — М.: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 2021. — С. 202-204. EDN QEFNNC.

8. Орлова А.Н. Место НКО в социальной политике государства // Академическая публицистика. — 2021. — №4. — С. 511-514. EDN SAIEUT.

9. Старшинова, А.В. Деятельность НКО в сфере социальных услуг: общественные ожидания и региональные практики/А.В. Старшинова, О.И. Бородкина // Журнал исследований социальной политики. — 2020. — Т. 18, №3. — С. 411-428. DOI: 10.17323/727-0634-2020-18-3-411-428. EDN SWOTCP.

10. Тен А.А. Применение информационных технологий для формирования имиджа НКО // Modern Science. — 2021. — №12-2. — С. 331-337. EDN KJOZKM.

11. Устинович Е.С. Система взглядов и научных представлений относительно категории «гражданское общество» в современной российской правовой науке // Гражданское общество в России и за рубежом. — 2013. — №3. — С. 45-48. EDN REYVIZ.

12. Устинович Е.С. Социальное государство в условиях информационного развития // Социальная политика и социальное партнерство. — 2017. — №11. — С. 27-34. EDN ZXLGXV.

13. Устинович Е.С. Массовое информирование в информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации // Административное право и процесс. — 2010. — №2. — С. 13-16. EDN LAFJSB.

14. Устинович Е.С. К вопросу о понятии современной политики государства в сфере информационных технологий // Сравнительная политика. — 2013. — Т. 4, №2. — С. 4-10. EDN RTKGGB.

15. Устинович Е.С. Взаимодействие власти и структур гражданского общества в интернет-пространстве (политико-правовой анализ) // Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — №3. — С. 11-15. DOI: 10.18572/1813-1247-20183-11-15. EDN YVJFRF.

16. Устинович Е.С. От «патернализма» к «взаимодействию»: трансформация отношений власти и российского общества в условиях цифрового развития // Конституционное и муниципальное право. — 2018. — №1. — С. 32-36. EDN YPAKZX.

17. Устинович, Е.С. Электронное государство: взаимодействие органов публичной власти и общества (политико-правовой аспект)/Е.С. Устинович; Юго-Западный государственный университет. — М.: ООО «Русальянс «Сова»», 2018. — 90 с. EDN UVZEKN.

18. Устинович Е.С. Информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти как специальный объект правового регулирования // Юридический мир. — 2009. — №4. — С. 33-36. EDN KDSHVF.

19. Устинович Е.С. Государственная политика в сфере информационных технологий. — Курск: Деловая полиграфия, 2011. — 283 с. EDN YNCWZG.

20. Чащина, А.А. Стратегии развития социально ориентированных НКО в сфере социальной политики государства/А.А. Чащина, Р.С. Дерид // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. — 2021. — №41 (41). EDN OZVVSW.

1. Gimazova, Iu.V. Rossiiskie NKO v usloviiakh pandemii: krizis mer gospodderzhki i sposoby vyzhivaniia [Russian NGOs in a pandemic: the crisis of state support measures and ways of survival]/Iu.V. Gimazova // Discourse-Pi. — 2021. — Vol. 18. — No. 4. — P. 141-153. — DOI 10.17506/18179568_2021_18_4_141. (In Russ.)

2. Gribennikova, E.A. Gosudarstvennaia podderzhka obshchestvennykh initsiativ NKO v Rossiiskoi Federatsii [State support for public initiatives of NGOs in the Russian Federation]/E.A. Gribennikova // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniia [Economics and Management: Problems, Solutions]. — 2021. — Vol. 1. — No. 8 (116). — P. 133-139. — DOI 10.36871/ek. up. p. r. 2021.08.01.019. (In Russ.)

3. Grishina, E.L. Rol NKO v povyshenii effektivnosti upravleniia programmami korporativnoi sotsialnoi otvetstvennosti rossiiskikh predpriiatii [The role of NGOs in improving the efficiency of managing corporate social responsibility programs of Russian enterprises]/E.L. Grishina // Upravlencheskoe konsultirovanie [Management Consulting]. — 2021. — №1 (145). — P. 127-133. — DOI 10.22394/ 1726-1139-2021-1-127-133. (In Russ.)

4. Ivashinenko, N. Rol NKO v razvitii regionov: sotsialno-ekonomicheskie praktiki [The role of NGOs in the development of regions: socioeconomic practices]/N. Ivashinenko, Iu. Nikula // Zhurnal issledovanii sotsialnoi politiki [Journal of Social Policy Research]. — 2020. — Vol. 18. — No. 3. — P. 377-378. (In Russ.)

5. Klinkov, A.S. Vidy NKO v Rossii [Types of NGOs in Russia]/A.S. Klinkov // Rossiia i mir: razvitie tsivilizatsii. Innovatsii i konservatizm: poisk balansa [Russia and the World: Development of Civilizations. Innovation and Conservatism: Finding a Balance]: Collection of papers of young scientists and students of the XII International Scientific and Practical Conference, Moscow, April 06-07, 2022. — Moscow: Institute of World Civilizations, 2022. — P. 274-278. (In Russ.)

6. Kovrikova, O.I. NKO v regionalnoi politicheskoi sisteme: mesto i rol v adaptatsionnom mekhanizme [NGOs in the regional political system: place and role in the adaptation mechanism]/O.I. Kovrikova // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia. Politologiia. Sotsiologiia [Bulletin of the Voronezh State University. Series: History. Political science. Sociology]. — 2020. — №3. — P. 31-36. (In Russ.)

7. Marianov, E.O. Analiz primeneniia informatsionnykh tekhnologii v NKO [Analysis of the use of information technologies in NGOs]/E.O. Marianov, A.Iu. Poklonskii // International Youth Scientific School-Conference «Digital Transformation of the Real Sector of the Economy»: Collection of Abstracts of Reports, Moscow, May 212021. — Moscow: National Research Nuclear University «MEPhI», 2021. — P. 202-204. (In Russ.)

8. Orlova, A.N. Mesto NKO v sotsialnoi politike gosudarstva [The place of NGOs in the social policy of the state]/A.N. Orlova // Akademicheskaia publitsistika [Academic Journalism]. — 2021. — No. 4. — P. 511-514. (In Russ.)

9. Starshinova, A.V. Deiatelnost NKO v sfere sotsialnykh uslug: obshchestvennye ozhidaniia i regionalnye praktiki [NPO activities in the field of social services: social expectations and regional practices]/A.V. Starshinova, O.I. Borodkina // Zhurnal issledovanii sotsialnoi politiki [Journal of Social Policy Research]. — 2020. — Vol. 18. — No. 3. — P. 411-428. — DOI 10.17323/727-0634-2020-18-3-411-428. (In Russ.)

10. Ten, A.A. Primenenie informatsionnykh tekhnologii dlia formirovaniia imidzha NKO [Application of information technologies for the formation of the image of NGOs]/A.A. Ten // Modern Science. — 2021. — No. 12-2. — P. 331-337. (In Russ.)

11. Ustinovich, E.S. Sistema vzgliadov i nauchnykh predstavlenii otnositelno kategorii «grazhdanskoe obshchestvo» v rossiiskoi pravovoi nauke [The system of views and scientific ideas regarding the category of «civil society» in Russian legal science] [Text]/E.S. Ustinovich // Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom [Civil society in Russia and abroad]. — 2013. — P. 45-48. (In Russ.)

12. Ustinovich, E.S. Sotsialnoe gosudarstvo v usloviiakh informatsionnogo razvitiia [Social state in the conditions of information development]/E.S. Ustinovich // Sotsialnaia politika i sotsialnoe partnerstvo [Social Policy and Social Partnership]. — 2017. — No. 11. — P. 27-34. (In Russ.)

13. Ustinovich, E.S. Massovoe informirovanie v informatsionnoi deiatelnosti federalnykh organov ispolnitelnoi vlasti Rossiiskoi Federatsii [Mass information in the information activities of the federal executive authorities of the Russian Federation]/E.S. Ustinovich // Administrativnoe pravo i protsess [Administrative Law and Process]. — 2010. — No. 2. — P. 13-16. (In Russ.)

14. Ustinovich, E.S. K voprosu o poniatii sovremennoi politiki gosudarstva v sfere informatsionnykh tekhnologii [On the question of the concept of modern state policy in the field of information technology]/E.S. Ustinovich // Sravnitelnaia politika [Comparative Politics]. — 2013. — Vol. 4. — No. 2. — P. 4-10. (In Russ.)

15. Ustinovich, E.S. Vzaimodeistvie vlasti i struktur grazhdanskogo obshchestva v internet-prostranstve (politiko-pravovoi analiz) [Interaction between authorities and structures of civil society in the Internet space (political and legal analysis)]/E.S. Ustinovich // Gosudarstvennaia vlast i mestnoe samoupravlenie [State Power and Local Self-Government]. — 2018. — No. 3. — P. 11-15. — DOI 10.18572/181 3-1247-2018-3-11-15. (In Russ.)

16. Ustinovich, E.S. Ot «paternalizma» k «vzaimodeistviiu»: transformatsiia otnoshenii vlasti i rossiiskogo obshchestva v usloviiakh tsifrovogo razvitiia [From «paternalism» to «interaction»: the transformation of relations between power and Russian society in the context of digital development]/E.S. Ustinovich // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo [Constitutional and Municipal Law]. — 2018. — No.1. — P. 32-36. (In Russ.)

17. Ustinovich, E.S. Elektronnoe gosudarstvo: vzaimodeistvie organov publichnoi vlasti i obshchestva (politiko-pravovoi aspekt) [Electronic state: interaction of public authorities and society (political and legal aspect)]/E.S. Ustinovich; Southwestern State University. — Moscow: Limited Liability Company «Rusalliance «Sova», 2018. — 90 p. — ISBN 978-5-4365-2501-3. (In Russ.)

18. Ustinovich, E.S. Informatsionnaia deiatelnost federalnykh organov ispolnitelnoi vlasti kak spetsialnyi obiekt pravovogo regulirovaniia [Information activity of federal executive authorities as a special object of legal regulation]/E.S. Ustinovich // Iuridicheskii mir [Legal World]. — 2009. — No. 4. — P. 33-36. (In Russ.)

19. Ustinovich, E.S. Gosudarstvennaia politika v sfere informatsionnykh tekhnologii [State policy in the field of information technology]/E.S. Ustinovich. — Kursk Business printing, 2011. — 283 p. (In Russ.)

20. Chashchina, A.A. Strategii razvitiia sotsialno orientirovannykh NKO v sfere sotsialnoi politiki gosudarstva [Development strategies of socially oriented NGOs in the sphere of state social policy]/A.A. Chashchina, R.S. Derid // Vestnik Vostochno-Sibirskoi Otkrytoi Akademii [Bulletin of the East Siberian Open Academy]. — 2021. — No. 41 (41). (In Rus

Статья поступила 05.07.2022.

Article received 05.07.2022.

Российские ученые, представители прежде всего различных общественных и гуманитарных наук, в своем подавляющем большинстве солидарны во мнении относительно достаточно сложного характера становления и развития гражданского общества в России в целом и его конкретных институтов [2, 133–139; 8, 511–514; 12, 45–48; 13, 27–34]. Отдельные позиции уделяют внимание патерналистскому характеру данных взаимоотношений в предыдущих этапах общественного развития. Имеются точки зрения, согласно которым в современной России состоялся переход от авторитарной модели организации общественно-политической жизни к действительно демократическому обществу [3, 127–133; 16, 32–36; 17; 20].

Наиболее актуальной проблемой современности для Российской Федерации, которые призваны решать во взаимном диалоге и на постоянной основе, — проблемы сохранения общественной стабильности и общественного согласия.

Последовательное развитие гражданского общества, добровольческих, волонтерских организаций, личной гражданской инициативы — отличительная характеристика современного этапа развития отношений власти и общества в нашей стране.

Подчеркнем, что в посланиях Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин неоднократно уделял внимание вопросам развития социально ориентированным НКО, системе грантов для их поддержки, а также полезной деятельности добровольческих (волонтерских) организаций.

В частности, Президентом России подчеркивалось, что «в числе главных тенденций развития некоммерческого сектора на ближайшие годы — профессионализация деятельности некоммерческих организаций, которая должна позволить им полноправно участвовать в оказании социальных услуг, экологической защите и образовании и в иных сферах общественной жизни»1.

Впервые особый акцент в послании был сделан на развитие института благотворительности. Президент предложил снять существующие барьеры для развития волонтерства и поручил Общественной палате Российской Федерации «предметно заняться поддержкой волонтерских и благотворительных движений, некоммерческих организаций»2.

Для Цитирования:
Устинович Елена Степановна, Качество гражданско-государственного диалога в России. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: