Шампиньоны входят в число наиболее известных во всем мире базидиальных пластинчатых грибов. В силу высокой толерантности к неблагоприятным факторам окружающей среды они достаточно легко адаптируются к разнообразным условиям существования, что позволяет культивировать их как в тепличных условиях, так и в открытом грунте. Кроме того, плодовые тела дикорастущих грибов вида Agricus bitorquis (шампиньон двукольцевой) нередко можно встретить на различных антропогенно измененных и даже урбанизированных территориях, включая Екатеринбург, где ареал распространения шампиньонов охватывает городские парки, дворы, а также придорожные зоны.
Грибы данного вида представляют собой ценный пищевой продукт, так как в их состав наряду с углеводами, липидами и органическими кислотами входит целый комплекс витаминов (группы B, D, Е и др.), незаменимых аминокислот и других необходимых для организма человека соединений. К сожалению, шампиньоны, так же как и другие виды шляпочных грибов, обладают способностью к интенсивной аккумуляции в плодовых телах тяжелых металлов и других токсичных соединений, поглощаемых мицелием из почвы и являющихся одними из наиболее распространенных поллютантов, оказывающих влияние на разнообразные физиологические процессы в организмах животных, употребляющих грибы в пищу [1, 2].
На процесс аккумуляции тяжелых металлов, таких как свинец, кадмий, марганец, влияет множество разнообразных факторов, включая источники поступления металлов, формы поступающих элементов, условия конкретной местности и пр. [2].
Сам факт аккумуляции грибами тяжелых металлов усугубляется длительным периодом существования мицелия, в результате чего концентрация токсичных веществ в плодовых телах может значительно превышать аналогичный показатель в почве. Данное явление, наряду с толерантностью к обитанию в антропогенно измененных ландшафтах, позволяет рекомендовать шампиньоны для использования в качестве организмов-биоиндикаторов, так как известно, что в экосистемах, подверженных длительному техногенному воздействию, происходит достоверное увеличение содержания токсичных элементов в плодовых телах шляпочных грибов по сравнению с экологически благополучными условиями [3].