В декабре 2019 года исполняется 100 лет Государственному музею керамики1 : 14 декабря 1919 года в него пришли первые посетители. По времени своего возникновения музей стал одним из первых, посвященных истории керамического производства: появление специализированных музеев подобного профиля активно наблюдается лишь во второй половине ХХ века.
В юбилейный год нам хотелось бы обратиться к малоизвестным страницам его истории2 .
Первым домом музея стал особняк3 коллекционера Алексея Викуловича Морозова. Среди многих собраний Морозова коллекция фарфора выделялась не только своим составом — преимущественно мелкая фарфоровая пластика русских заводов, но и исследовательским подходом самого собирателя при подборе вещей. Еще до революции Алексей Викулович заказал специальное оборудование — шкафы и витрины из красного дерева и карельской березы, в которых разместил свои раритеты.
После революционных событий собрания А.В. Морозова наряду с другими крупными московскими коллекциями были национализированы. Отказавшись от эмиграции, коллекционер принимает решение остаться хранителем своих «сокровищ». На основе морозовских коллекций было решено открыть «Музей русской художественный старины». Исключительность фарфорового собрания, уже тогда являвшегося центром музея, предполагало его будущее развитие именно в направлении специализированного Музея фарфора. Но невозможность освобождения от «непрофильных коллекций» в данный момент, привело к открытию музея «в черновом виде».
Фарфоровое собрание коллекционера и стало первой музейной экспозицией. В статье, посвященной новому музею об экспозиции, сообщалось: «Все предметы размещены по эпохам. В витринах расставлены фигуры, на витринах поместились вазы, посередине комнаты на горках — посуда. Составитель собрания не гнался за возможно большим количеством посуды и представил ее лишь в небольших совершенных и типичных образцах. Напротив, фигуры представлены в собрании с большой полнотой. И это делает собрание особенно ценным… Благодаря удачному размещению предметов по эпохам и заводам, легко проследить линию его развития… Неудовлетворенным оставляет посетителя обстановка музея. Комнаты слишком тесны, а витрины слишком велики для таких маленьких, подчас микроскопических, но очень капризных созданий…»4 .