По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.152 DOI:10.33920/sel-10-2402-03

К вопросу управления государственным имуществом в АПК Республики Беларусь

Такун А. П. канд. экон. наук, доцент, зав. отделом организации и управления, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», г. Минск, ул. Казинца, д. 103
Горбатовская О. Н. канд. экон. наук, доцент, зав. сектором управления и цифровизации, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», г. Минск, ул. Казинца, д. 103
Такун С. П. ст. науч. сотр., сектор управления и цифровизации, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», г. Минск, ул. Казинца, д. 103
Павлович Л. М. ст. науч. сотр., сектор управления и цифровизации, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», г. Минск, ул. Казинца, д. 103
Ковалёв И. Л. науч. сотр., сектор управления и цифровизации, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», г. Минск, ул. Казинца, д. 103, e-mail: olbosigor@mail.ru
Костомахин М. Н. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ, г. Москва, РФ, e-mail: redizdat@mail.ru

В Республике Беларусь сформировалась децентрализованная (отраслевая) система владельческого надзора, когда акциями управляют министерства, концерны, комитеты, в ведении которых находились государственные предприятия до преобразования в акционерные общества. Помимо отраслевой, выделяют централизованную и дуальную системы, которые активно используются нашими ключевыми внешнеторговыми партнерами — Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. В настоящее время в АПК Республики Беларусь присутствует высокая доля государственных предприятий и организаций с долей государства в уставных фондах. Анализ государственной доли собственности в уставных фондах ОАО свидетельствует, что в сельскохозяйственных организациях в последние годы она стабильно находится в диапазоне 70–80 %, а в промышленных и обслуживающих организациях — 40–50 %. При этом отмечается необходимость обеспечения роста эффективности функционирования многих ОАО, в том числе посредством совершенствования инструментов управления предприятиями и организациями, включая владельческий надзор. В статье обосновываются перспективные направления совершенствования владельческого надзора, включая: организационное — переход от отраслевой к централизованной модели организации владельческого надзора в АПК; экономическое — развитие системы корпоративного управления в хозяйственных обществах; административно-экономическое — разработка методики оценки эффективности управления государственной собственностью в АПК. Использование результатов предлагаемого исследования направлено на совершенствование владельческого надзора и позволит повысить эффективность функционирования хозяйственных обществ АПК Республики Беларусь.

Литература:

1. Айци Ли, Чжао Минь, Савельев И. Е., Макарова-Коробейникова Е. П. Государственная и частная собственность в АПК Китая // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 6. — С. 11–16.

2. Бондарь В. В. Смирнова И. В. Оценка эффективности управления государственной собственностью. — М.: Московский гос. ун-т печати, 2006. — 175 с.

3. Вересова Д. М. К вопросу о создании методики оценки эффективности решений по управлению государственной собственностью // Вопросы экономических наук. — 2008. — № 5. — С. 27–30.

4. Доклад по корпоративному управлению государственными предприятиями в России. — М.: ОЭСР, 2015. — 70 с.

5. Закон от 3 февраля 2022 г. № 18795 «О функционировании государственных учреждений» / Мин-во стратегии и финансов (отдел государственной политики) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.law.go.kr/ 법령/공공기관의%20운영에%20 관한%20법률 (дата обращения: 11.09.2023).

6. Иванычев П. С. Особенности стратегии управления государственной собственностью РФ на основе оценки эффективности (на примере Тюменской области) // Академический вестник. — 2009. — № 4. — С. 109–113.

7. Калинин А. С. Система оценки эффективности управления государственной собственностью в отечественной и зарубежной практике // Менеджмент социальных и экономических систем. — 2018. — № 2 (10). — С. 17–24.

8. Каминский В. С. К вопросу о теории эффективности государственного управления // Журнал исследований по управлению. — 2019. — Т. 5 — № 5. — С. 9–16.

9. Мищенко И. В., Боровиков А. В. Аграрная политика Китая и возможности ее применения в России [Электронный ресурс]. — URL: https:// ru.readkong.com/page/agrarnayapolitika-kitaya-i-vozmozhnosti-eeprimeneniya-v-4471640 (дата обращения: 13.09.2023).

10. Пашкевич И. В. Методический подход к оценке эффективности корпоративного управления на белорусских предприятиях государственной собственности // Банковский вестник. — 2020. — № 5. — С. 21–29.

11. Рубеж М. Г. Адаптация китайского опыта организационной структуры управления государственным сектором для Республики Беларусь // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Экономика и управление. — 2021. — Т. 7 (73). — № 1. — С.105–114.

12. Рубеж М. Г. Сопоставительный анализ механизма управления предприятиями государственной формы собственности Китая и Беларуси / Университет ИТМО; под ред. В.Л. Василёнка // Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, март 2020 г. — СПБ., 2021. — С. 129–133.

13. Управление государственным сектором экономики / М. М. Ковалев и др. — Минск: Изд. центр БГУ, 2018. — 250 с.

14. Эффективное управление государственной собственностью в 2018–2024 годах и до 2035 года. Аналитический доклад. — М.: Центр стратегических разработок, 2018. — 54 с.

15. Юшко К. Ю. На пути к корпоративному управлению // Веснік БДУ. — 2014. — Сер. 3. — № 1. — С.40–43.

16. Macur M., Radej B. New model of quality assessment in public administration — upgrading the common assessment framework (CAF) // Innovative Issues and Approaches in Social Sciences. — 2017. — Vol. 10. — № 1. — P. 127–151.

17. Park J., Kim J., Kim C. J. Is the Management Evaluation System of StateOwned Enterprises in the Republic of Korea a Good Tool for Better Performance? [Электронный ресурс] / ADBI. — 2019. Working Paper 1055. — Tokyo: Asian Development Bank Institute [Электронный ресурс]. — URL: https://www.adb.org/publications/ management-evaluation-system-stateowned-enterprises-korea (дата обращения: 11.09.2023).

18. Yang Sh., Tian Y., Yang Y. Research on the Supervision Mode of Competitive Stateowned Enterprises by State-owned Capital Investment and Operation Companies // E3S Web of Conferences 251. — TEES 2021 [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/ pdf/2021/27/e3sconf_ictees2021_01107. pdf (дата обращения: 13.09.2023).

Управление государственными пакетами акций осуществляется посредством владельческого надзора — системы мер по участию государства в управлении хозяйственными обществами, часть акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности Республики Беларусь. В республике сформировалась децентрализованная (отраслевая) система владельческого надзора, когда акциями управляют министерства, концерны, комитеты, в ведении которых находились государственные предприятия до преобразования в акционерные общества. Помимо отраслевой, выделяют централизованную и дуальную системы, которые активно используются нашими ключевыми внешнеторговыми партнерами — Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020–2025 годы (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 29.07.2021 № 292) в сфере повышения качества государственного управления и эффективности государственных активов основными задачами являются: повышение качества государственных услуг до уровня лучших мировых практик, эффективности работы и профессионализма государственного аппарата; совершенствование системы управления отраслями экономики. Также в программе идет речь о необходимости модернизации системы владельческого надзора за счет поэтапного перехода на профессиональную основу института представителей государства, разработке системы мониторинга качества государственных услуг, позволяющей аккумулировать мнения их потребителей и на этой основе дать оценку всей системе предоставления государственных услуг.

Таким образом, поиск путей совершенствования и обоснование оптимальной системы владельческого надзора являются актуальной задачей для АПК Республики Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 «О хозяйственных обществах» хозяйственным обществом признается коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников.

В настоящее время хозяйственные общества являются доминирующей организационно-правовой формой в АПК Республики Беларусь. При этом в сельскохозяйственной сфере при общем снижении количества организаций за последние 17 лет в 1,9 раза количество хозяйственных обществ выросло более чем в 4,2 раза (табл. 1).

Для Цитирования:
Такун А. П., Горбатовская О. Н., Такун С. П., Павлович Л. М., Ковалёв И. Л., Костомахин М. Н., К вопросу управления государственным имуществом в АПК Республики Беларусь. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: