Дата поступления: 06.05.2025. Дата принятия к публикации: 13.05.2025
Декларацией о развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» определены задачи стратегического направления развития евразийской экономической интеграции. Предусматривается создание условий для опережающего развития экономик государств-членов ЕАЭС, подъема инвестиционной и инновационной активности, повышение конкурентоспособности и научно-производственного потенциала ЕАЭС, увеличения его веса в мировой торгово-экономической системе. Наряду с этим определена необходимость комплексного развития системы технического регулирования и стандартизации, которая должна обеспечивать производство безопасной, качественной и конкурентноспособной продукции.
Для реализации стратегических направлений по обеспечению гарантий качества, безопасности обращаемых товаров и надлежащей защиты прав потребителей целесообразно принятие концепции создания евразийской системы обеспечения качества, в том числе предусматривающей развитие инфраструктуры качества продукции.
С целью правильного принятия концептуальных идей и выбора средств их реализации проводятся различные процедуры и исследования, в том числе рассматривается положительный международный опыт иностранных государств, который можно применить с учетом соответствующей специфики присущей экономическому пространству; научно-техническому уровню, географических условий и т.д.
В данной статье предлагается рассмотреть опыт Китайской Народной Республики, его особенности при развитии системы качества, основанной на реализованном Программном плане развития в области качества на 2011–2020 годы. Рассмотрение данного опыта немаловажно в свете наличия уже известных проблем в качестве и техническом регулировании в целом:
1. Низкий уровень качества системы технических регламентов и стандартов — большая доля морально устаревших стандартов нормативной базы, особенно в некоторых основных отраслях, слабое участие предприятий и потребителей в разработке стандартов, низкий уровень требований безопасности и качества продукции в технических регламентах и стандартах, неэффективная работа уполномоченных государственных органов и технических комитетов по стандартизации, низкий уровень квалификации и морали большинства чиновников, работников предприятий и испытательных лабораторий, отвечающих за безопасность и качество[1];