По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.3

К вопросу совершенствования системы гигиенического обучения в условиях реформы контрольно-надзорной деятельности (на примере Липецкой области)

Бондарев Владимир Александрович д-р мед. наук, профессор, руководитель Управления Роспотребнадзора по Липецкой области, г. Липецк, e-mail: ocgsen@lipetsk.ru
Полякова Марина Федоровна канд. мед. наук, зав. отделом организации деятельности, контроля исполнения госзадания, гигиенического воспитания, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», г. Липецк, e-mail: polyakova_mf@cge48.ru
Савельев Станислав Иванович д-р мед. наук, профессор, член-корр. РАЕ, главный врач, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», г. Липецк, e-mail.ru: savelev_si@cge48.ru
Коротков Владимир Викторович канд. мед. наук, зав. отделом организации и обеспечения санитарно-гигиенических, эпидемиологических экспертиз, противоэпидемической деятельности и мониторинга, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», г. Липецк, e-mail: korotkov_vv@cge48.ru

В решении актуальных проблем сохранения здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения особое место занимает работа по профилактике нарушений и рисков на объектах, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Совершенствование системы гигиенического обучения декретированного контингента как одного из элементов профилактического механизма, реализуемого Роспотребнадзором, направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний, устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды обитания, а также должно способствовать соблюдению поднадзорными объектами обязательных требований санитарного законодательства и, соответственно, приведет к снижению административной нагрузки на бизнес за счет самостоятельного устранения нарушений.

Литература:

1. Глушкова Л. И., Корабельников И. В. Актуальные аспекты формирования гигиенических знаний у населения // ГлавВрач. — 2014. — № 8. — С. 53–55.

2. Письмо Минздрава России от 07.08.2000 № 1100/2196-0-117 «О направлении перечня профессий».

3. Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте».

4. Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».

5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

7. Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Значимость средств профилактики, пропаганды и формирования здорового образа жизни в системе охраны здоровья населения нашей страны определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [1, 4].

На законодательном уровне необходимость воспитания гигиенической и санитарной культуры населения, приоритет заботы о собственном здоровье нашли отражение в федеральных законах от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [5] и от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [6].

На практике одним из направлений реализации этих положений является гигиеническое обучение и аттестация декретированных групп населения (работники сферы воспитания и образования детей и подростков, работники организаций, чья деятельность связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, непродовольственной группы товаров, питьевой воды, коммунальным, бытовым обслуживанием населения) [2]. Данное направление входит в состав системы всеобщего непрерывного гигиенического обучения и воспитания населения и позволяет формировать приверженность населения к сохранению собственного здоровья, а, следовательно, и здоровья нации в целом.

Кроме того, сам процесс гигиенического обучения и аттестации позволяет специалистам осуществлять систематическое наблюдение и своевременно выявлять проблемы в области санитарно-эпидемиологического благополучия, обосновывать и внедрять профилактические и противоэпидемические мероприятия.

Цель исследования — провести анализ современного состояния профессиональной гигиенической подготовки на территории Липецкой области с целью обоснования мероприятий по совершенствованию системы гигиенического обучения декретированного контингента как одного из элементов действующей системы обеспечения надзора за ситуацией на уровне субъекта.

Проведен анализ результатов осуществления профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения на территории Липецкой области за период 2013–2018 гг. с использованием аналитического, экспертного, статистического и математического методов.

Для Цитирования:
Бондарев Владимир Александрович, Полякова Марина Федоровна, Савельев Станислав Иванович, Коротков Владимир Викторович, К вопросу совершенствования системы гигиенического обучения в условиях реформы контрольно-надзорной деятельности (на примере Липецкой области). Санитарный врач. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: