Немаловажное значение для улучшения условий труда оператора мобильной техники (МТ) при ее эксплуатации имеет снижение вибрационных нагрузок, отрицательно воздействующих не только на узлы и детали МТ, но и на самого оператора. Колебания, возникающие во время эксплуатации МТ, являются причиной не только нарушения работы механизмов и выхода из строя всего технического средства, но и ухудшения здоровья оператора, появления боли в спине, что в дальнейшем может сказаться и на профессиональной нетрудоспособности [2, 4, 5, 8, 9].
Несмотря на то что зачастую сиденье МТ не требует обслуживания, оно все же подвержено износу. К наиболее частым неисправностям относятся: выход из строя подшипника, поломки пружины и амортизаторов. Механические повреждения можно распознать по снижению комфорта и скрежету пружины. Большинство систем защиты сиденья отечественных МТ от вибрации не в полной мере обеспечивают эффективную защиту оператора от возникающих колебаний в процессе эксплуатации техники, в особенности от низкочастотных колебаний. Безопасная конфигурация сиденья должна учитывать особенности анатомического строения спины оператора — естественный Sобразный изгиб позвоночника, сохраняющийся в положении стоя и изменяющийся в положении сидя, особенно при прямой посадке [10]. Оптимальное положение поясничного изгиба обеспечивается при некотором увеличении наклона спины назад и наличии опоры в области поясницы. Центральная точка опоры туловища в положении сидя должна приходиться на область между вторым и четвертым позвонками. Давление на сиденье МТ зависит от площади и жесткости опорной поверхности и от углов наклона подушки и спинки. Нами был проведен анализ литературных и патентных источников в области повышения эффективности гашения вертикальных колебаний подвески сиденья МТ при интенсивных возмущающих воздействиях на него, снижения вибронагруженности на рабочем месте. Обозначены основные направления совершенствования технических устройств для защиты операторов МТ, обслуживающих технические средства, от воздействия вибрации. Установлено, что резонансные частоты подвески с оператором МТ весом 75 кг составляют: вертикальная — 1,75 Гц; горизонтальная — 1,5 Гц. Недостатком анализируемой конструкции подвески сиденья является довольно высокая собственная частота вертикальных колебаний (1,75 Гц). Для уменьшения передачи вибраций с основания МТ на сиденье предлагается конструкция подвески, представленная на рис. 1.