Определение объема медицинской помощи, гарантированной государством, в Российской Федерации осуществляется в рамках формирования программы государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации (ПГГ). В неё входит базовая программа обязательного медицинского страхования (ПОМС). Эти программы ежегодно утверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации, содержат перечни видов медицинской помощи, условия предоставления, классы заболеваний по МКБ-10, источники финансирования и нормативы: подушевые объемные и финансовые, и стоимостные для видов медицинской помощи и условий оказания.
Отсутствие научно-обоснованной методологии оценки потребности населения в медицинской помощи и различные интересы участвующих в планировании сторон определяют «распределительный» порядок формирования плановых заданий для медицинских организаций. В рамках такого порядка основными элементами планирования медицинской помощи являются:
— «мощность» лечебной сети (штаты, койки, оборудование и т.п.) и фактически выполненные объемы медицинской помощи;
— совокупное соответствие подушевым нормативам, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации по ПГГ и программе ОМС;
— наличие бюджетных ассигнований и средств ОМС в субъекте РФ, а также размер их дефицита.
В этих условиях плановые объемы медицинской помощи не могут стать основой устранения сложившихся структурных диспропорций в здравоохранении субъекта РФ, которые проявляются в преимущественном развитии стационарной и специализированной медицинской помощи.
Существенными факторами, влияющими на сохранение неэффективной лечебной сети, в регионах России являются:
— независимая от полученного и выполненного задания на медицинскую помощь штатная численность медицинских организаций и фонд оплаты труда;
— гонорарные способы оплаты медицинской помощи по программе ОМС и сметное финансирование по ПГГ;
— наличие нескольких источников финансирования медицинской организации на одни и те же плановые объемы медицинской помощи.