Учитывая динамику роста информационных потоков и накопления информации (и ее следов) в новой плоскости социального пространства — виртуальной, становится очевидной необходимость новых технологий поиска, систематизации, отбора и анализа информации. На современном этапе объем информации в сети Интернет, с одной стороны, предоставляет обширные возможности для получения необходимых данных в Сети, а с другой стороны — усложняет их поиск.
Обеспечение информационного контента Интернета базируется на достижениях многих научных дисциплин — информатики, математики, статистики, инженерии, программирования, физики, социологии, экономики, маркетинга, юриспруденции и права, лингвистики (включая корпусную лингвистику) и др. [1]. При этом информация, ее поиск и анализ выступают краеугольным камнем подготовки научных исследований, публикаций, проектов, обмена мнениями и развития новых направлений и областей научного поиска, включая, безусловно, приращение научного знания и расширение практики его представленности в Сети [2; 3]. Это утверждение в полной мере применимо к другим областям социальной и профессиональной активности современного человека.
Интернет выступает ключевым информационным пространством обмена информацией и презентации результатов научного поиска, исследовательских проектов, а также дискуссионной площадкой для обсуждения новых научных идей и феноменов (фактов) социальной реальности. Во многом динамика включения (перехода) в цифровой формат определяет темпы оцифровки и виртуальной представленности услуг, продукции, результатов деятельности в той или иной сфере [4]. К примеру, в настоящее время медицина будущего представляется цифровой, технологизированной областью, и первые шаги такого перехода наблюдаются уже сегодня: телемедицинские технологии, информатизация здравоохранения, роботизация и цифровизация медицинской деятельности становятся неотъемлемой частью современной реальности [5–7]. Еще более высокими темпами цифровизации на современном этапе характеризуется развитие системы высшего образования, а в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции процесс перехода на дистанционный формат обучения получил дополнительный инерционный толчок [8; 9]. Кроме того, в условиях пандемии именно возможности размещения и обмена информацией в интернет-пространстве позволили поддержать эффективную социальную и профессиональную коммуникацию, обеспечить доступность медицинских услуг населению, выступили условием функционирования системы образования (учитывая переход на дистанционный формат), а также способствовали сохранению рабочей активности в различных сферах народного хозяйства.