По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 346.7

К вопросу организации реновации в Москве: проблемные аспекты

И.К. Иришов г. Москва

Программа реновации, начавшаяся в Москве в 2017 году, создала многочисленные правовые проблемы, одной из которых считается несоответствие правил землепользования и застройки, правил планирования территории, федерального и регионального законодательств. Хаотичность и несистемность развития нормативных актов приводит к возможным дефектам правоприменения. К сожалению, перейти к системности правовой разработки и восприятия в этой ситуации крайне сложно (если не невозможно). Поэтому особый акцент в модификации права должен уйти в сторону общественности, которая должна жестко контролировать любые модификации жилых зданий.

Полномасштабная программа реновации в Москве началась в 2017 году1. Предполагалось, что 5144 многоквартирных дома первого периода индустриального строительства (1957–1968 гг.) будут снесены, а собственникам 350 тыс. квартир выдадут другое благоустроенное жилье.

Москвичам в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ и регионального профильного закона предоставили ряд гарантий:

— если субъекты не желают участвовать в программе реновации, то они могут отказаться от нее;

— участвующие в программе вправе выбрать способ возмещения;

— при ограничении прав возможно обжалование решения в суде.

Анализируя данный объем предоставленных законом прав, можно отметить, что преимущественно данные нормы носят все-таки декларативный характер, не имеющий ни нормативного обеспечения, ни надлежащей судебной защиты.

Примеров такой ситуации много.

Граждане, опасаясь, что строящиеся объекты в рамках реновационной программы, затронут их придомовую территорию, обратились в суд. Последний указал, что нет никаких оснований для признания акта органа власти недействительным, так как все права контрагентов были соблюдены в полном объеме: «Проект межевания, проект планировки актами большей юридической силы по отношению к Постановлению № 708-ПП и Постановлению № 1062-ПП не являются, соответственно не свидетельствуют о несоответствии оспариваемого акта действующему законодательству»2.

Не останавливаясь на комплексных недостатках, обратимся к существенным документальным частностям, влияющим на программу реновации в столице, - ПЗЗы (правила землепользования и застройки) и ППТы (проекты планировки территории). Именно эти материалы должны регламентировать комплексный подход к реновационным операциям.

Планируемые мероприятия в рамках ППТ

Пункт 2 части 3 статьи 42.6 и ч. 12.7 статьи 45.7 Градостроительного кодекса РФ указывают, что в основной части ППТ, о которой мы говорили ранее, необходимо указать список планируемых мероприятий по сохранению показателей инфраструктурной обеспеченности территорий объектами разных видов (социальные объекты: школы, больницы, детские учреждения и так далее). При этом произвольного незаконного уменьшения обеспеченности граждан этими объектами дозволить нельзя. Соответственно, переводя позицию ГрК РФ в практическое русло, можно заключить, что в ППТ должны быть отражены следующие моменты: конкретная расстановка основных плановых показателей, рассчитанная на основе имеющихся внутренних региональных и муниципальных нормативов. Отсутствие оных означает возможное признание ППТ несодержательным (то есть не отвечающим требованиям российского законодательства).

Для Цитирования:
И.К. Иришов, К вопросу организации реновации в Москве: проблемные аспекты. Юрисконсульт в строительстве. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: