По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.333

К вопросу определения электромагнитного момента на валу тягового асинхронного двигателя

Шульга Р. Н. канд. техн. наук, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва

При векторном управлении тяговым электроприводом из-за отсутствия датчика угла поворота и скорости на валу электродвигателя его момент вращения учитывается приближенно с точностью примерно 10%, т. к. учитывает только токовую составляющую без учета нелинейности, а также не учитывает магнитные и механические потери мощности и потокосцепления во всех режимах. Использование метода баланса мощностей позволяет снизить погрешность управления скоростью вращения электродвигателя до 2,5–3%. Применение специально разработанной измерительно-информационной системы позволяет уточнить электромеханические характеристики и момент вращения, что особенно важно при параллельном подключении электродвигателей.

Литература:

1. Шульга Р.Н. Силовые полупроводниковые приборы для электроэнергетики // Оперативное управление в электроэнергетике. – 2022. – № 1. – С. 5–13.

2. Шульга Р.Н. Преобразователи частоты // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 1. – С. 3–11.

3. Шульга Р.Н.Тяговые характеристики электромобиля и электролокомотива // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 4. – С. 26–34.

4. Blaschke F. The principle of field orientation as applied to the transvector closed loop control system for rotating-field machines // Siemens Rev. – 1972. – Vol. 34. – N 1.

5. Смолин В.И., Топольская И.Г., Гладышев С.П. Энергетический метод управления моментом тяговой синхронной машины // Международная конференция SAE по электроприводу, Детройт, 12–14 апреля 2018.

6. Betz R.E., Cook B.J. Instantaneous Power Control of Induction Machines // Journal of Electrical & Electronics Engineering, Australia. – 2001. – 21 N 1. – Рр. 57–63.

7. Казаков Ю.Б. Энергоэффективность работы электродвигателей и трансформаторов при конструктивных и режимных вариациях: учеб. пособие для вузов / Ю. Б. Казаков. – М.: Издат. дом МЭИ, 2013. – 152 с.

8. Смолин В.И. Теория обобщенного энергопотока трехфазных электромеханических преобразователей / В.И. Смолин, И.Г. Топольская // Вестник ЮУрГУ. Серия «Энергетика». – 2013. – № 1 (13).

Главной координатой управления в тяговых асинхронных двигателях (далее – АД) является крутящий момент. В современном электроприводе крутящий момент формируется косвенным способом с помощью электромагнитного момента М, который получают из эталонной модели АД. Вопросы построения тягового электропривода с использованием полупроводниковых приборов и преобразователей частоты изложены в [1–3].

Сложность реализации векторного управления обусловлена контролем не только величины и частоты напряжения питания, но и фазы, так как необходимо контролировать амплитуду и угол пространственного вектора, показанного на рис. 1, который по оси Q задает контроль момента, а по оси D контроль поля [4]. Векторное управление лишено недостатков скалярного управления и может применяться ко всем типам электродвигателей переменного и постоянного тока.

Преимуществами векторного управления являются: высокая точность регулирования скорости; плавный старт и плавное вращение ЭД во всем диапазоне частот; быстрая реакция на изменение нагрузки, причем при изменении нагрузки скорость не меняется; увеличенный диапазон управления и точность регулирования; снижаются потери на нагрев и намагничивание, за счет чего повышается КПД электродвигателя.

Недостатками векторного управления являются: необходимость задания параметров электродвигателя; большие колебания скорости при постоянной нагрузке; сложность реализации.

Функциональная СУ векторного управления скорости ЭД переменного тока показана на рис. 2 [4]. Схема содержит два контура контроля: магнитного потокосцепления и момента, которые вместе с блоком оценки могут быть реализованы различными способами. Внешний контур управления скоростью ω унифицирован и генерирует управляющие сигналы для регуляторов момента М* и магнитного потокосцепления Ψ* (через блок управления потоком). Скорость двигателя ω может быть измерена датчиком (скорости/ положения) или получается с помощью оценщика, который может реализовать бездатчиковое управление.

Для Цитирования:
Шульга Р. Н., К вопросу определения электромагнитного момента на валу тягового асинхронного двигателя. Электроцех. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: