По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2105-07

К вопросу об установлении границ водоохранных зон водных объектов

Савельева А.Е. главный специалист отдела государственного мониторинга водных объектов, ФГБУ РосИНИВХЦ, г. Ростов-на-Дону, E-mail: saveleva_anastasija@mail.ru
Зельман О.С. ведущий инженер отдела государственного мониторинга водных объектов, ФГБУ РосИНИВХЦ, г. Ростов-на-Дону, E-mail: olesya.zelman@mail.ru

В статье предложены меры по предотвращению загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Воздействия на водные ресурсы, как техногенные, так и антропогенные, со временем только увеличиваются, что приводит к ухудшению их экологического состояния. Как правило, главная причина ухудшения экологического состояния водных ресурсов — загрязнение. Следует отметить, что негативное влияние на экосистему водных объектов выражается не только в загрязнении самих водных объектов, но и их водоохранных зон и прибрежных полос.

Литература:

1. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 №74‑ФЗ (ред. от 24.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020). — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 20.06.2020).

2. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 №136‑ФЗ (ред. от 18.03.2020). — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 18.06.2020).

3. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190‑ФЗ (ред. от 24.04.2020). — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 22.06.2020).

4. Федеральный закон от 03.08.2018 №342‑ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». — [Электронный ресурс]. — URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 18.06.2020).

5. Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 №17 (ред. от 29.04.2016) «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов». — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.06.2020).

6. Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. №1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах». — [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru (дата обращения 21.06.2020).

7. ГОСТ-19179–73 «Гидрология суши. Термины и определения». — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.06.2020).

8. Правовое регулирование водоохранных зон. — [Электронный ресурс]. — URL: http://naukarus.com (дата обращения 20.06.2020).

9. Комментарий к статье 65 ВК РФ. — [Электронный ресурс]. — URL: https://ruvkrf.ru (дата обращения 22.06.2020).

10. По вопросам строительства в водоохранной зоне и ограничения пользования водным объектом. — [Электронный ресурс]. — URL: https://prokrt.ru (дата обращения 21.06.2020).

В соответствии со ст. 105 Земельного кодекса РФ и п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ водоохранных зон и прибрежных полос (далее — ВЗ и ПЗП) являются одним из видов зон с особыми условиями использования территории (далее — ЗОУИТ) и представляют собой своеобразный «санитарно-защитный пояс» для водного объекта. В границах указанных зон запрещены действия, приводящие к нарушению состояния экосистемы водных ресурсов. Ограничения деятельности в пределах водоохранной зоны регламентируются п. 15–16 ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах прибрежной полосы действуют дополнительные ограничения деятельности, которые отражены в п. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ. В связи с этим установление и обеспечение соблюдения режима использования ВЗ и ПЗП являются важнейшим инструментом защиты водных объектов от негативного воздействия, улучшения водно-экологической обстановки и гидрологического режима. Особенностью правового режима водоохранных зон является то, что его регулирование находится в сфере действия нескольких правовых актов: Водного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ и других нормативных актов.

В настоящее время в правоприменительной практике в ряде нормативно-правовых актов, регламентирующих установление границ ВЗ и ПЗП, а также внесение их в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН), выявлены многочисленные вопросы. К одному из таких вопросов относится определение момента, с которого границы ВЗ и ПЗП водных объектов считаются установленными.

Внесение сведений о границах ВЗ и ПЗП водного объекта в государственный водный реестр и ЕГРН осуществляется, в том числе, в рамках ведения государственного кадастрового учета, являющегося определяющим аспектом на пути к эффективному управлению. Однако п. 5 (1) постановления Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 (ред. от 29.04.2016) «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», в котором границы ВЗ и ПЗП водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости (с 1 января 2017 г. — в ЕГРН), постановлением Правительства РФ от 30.11.2019 № 1547 признан утратившим силу.

Для Цитирования:
Савельева А.Е., Зельман О.С., К вопросу об установлении границ водоохранных зон водных объектов. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: