В соответствии со ст. 105 Земельного кодекса РФ и п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ водоохранных зон и прибрежных полос (далее — ВЗ и ПЗП) являются одним из видов зон с особыми условиями использования территории (далее — ЗОУИТ) и представляют собой своеобразный «санитарно-защитный пояс» для водного объекта. В границах указанных зон запрещены действия, приводящие к нарушению состояния экосистемы водных ресурсов. Ограничения деятельности в пределах водоохранной зоны регламентируются п. 15–16 ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах прибрежной полосы действуют дополнительные ограничения деятельности, которые отражены в п. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ. В связи с этим установление и обеспечение соблюдения режима использования ВЗ и ПЗП являются важнейшим инструментом защиты водных объектов от негативного воздействия, улучшения водно-экологической обстановки и гидрологического режима. Особенностью правового режима водоохранных зон является то, что его регулирование находится в сфере действия нескольких правовых актов: Водного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ и других нормативных актов.
В настоящее время в правоприменительной практике в ряде нормативно-правовых актов, регламентирующих установление границ ВЗ и ПЗП, а также внесение их в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН), выявлены многочисленные вопросы. К одному из таких вопросов относится определение момента, с которого границы ВЗ и ПЗП водных объектов считаются установленными.
Внесение сведений о границах ВЗ и ПЗП водного объекта в государственный водный реестр и ЕГРН осуществляется, в том числе, в рамках ведения государственного кадастрового учета, являющегося определяющим аспектом на пути к эффективному управлению. Однако п. 5 (1) постановления Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 (ред. от 29.04.2016) «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», в котором границы ВЗ и ПЗП водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости (с 1 января 2017 г. — в ЕГРН), постановлением Правительства РФ от 30.11.2019 № 1547 признан утратившим силу.