Устойчивое (этичное) корпоративное управление компанией (sustainable governance) — это практика корпоративного управления, основанная на интеграции целей акционеров и ключевых заинтересованных сторон, защищающая интересы общества и окружающей среды в целом.
Основная цель устойчивого корпоративного управления — содействие созданию среди сотрудников компании, контролирующих органов, населения и других стейкхолдеров среды доверия, прозрачности и ответственности. Можно выдвинуть гипотезу о том, что распространение в российской среде практики устойчивого корпоративного управления позитивно воздействует на рост числа отечественных публичных компаний. Однако вопреки подобным предположениям в России наблюдается устойчивая динамика сокращения их количества (табл. 1).
Согласно данным Федеральной службы статистики, за последние пять лет количество публичных компаний в России сократилось почти на 4000. Та же тенденция наблюдается и по государственным корпорациям.
При этом рублевая капитализация самых дорогих компаний России за анализируемый период возросла в 2 раза, и рынок практически удвоился [1].
Российские ученые активно исследуют лучшие зарубежные практики корпоративного управления [2]. Во многом это связано с тем, что экономически развитые страны имеют богатый опыт в части регулирования норм, определяющих качество корпоративного управления и практики их применения. Международные организации, объединения инвесторов совместно с правительствами стран разработали более 100 документов в указанной области. В их числе:
— «Кодекс Кэдбери» (Великобритания, 1991 год, подготовлен комитетом под руководством А. Кэдбери, сформированным Советом по финансовой информации, Лондонской фондовой биржей и профессиональным союзом бухгалтерских служащих);
— «Основные направления и проблемы корпоративного управления» (подготовлены в 1994 году советом директоров «Дженерал Моторс»);
— «Кодекс корпоративной практики и поведения» (ЮАР, 1994 год, Институт директоров ЮАР при поддержке Предпринимательской палаты ЮАР и фондовой биржи Йоханнесбурга) и др. [3].