В каждой организации действуют собственные правила по оплате труда своих сотрудников. В большинстве случаев фирмы выплачивают деньги на основе сдельных расценок. Рассмотрим, законно ли данное действие.
Существуют две основные системы оплаты труда водителей в России:
• повременная;
• сдельная.
Отличия этих систем в следующем: по повременной должно оплачиваться рабочее время сотрудника. При этом работодатель устанавливает для такого служащего фиксированный оклад (размер оплаты труда за определенный период времени) или тарифную ставку (используется для учета отработанного времени — дня или часа). Последняя может дифференцироваться в зависимости от времени суток (дневная и ночная). Некоторые работодатели устанавливают почасовую оплату.
При сдельной системе оплаты работодатель использует иные форматы расчета: километраж, сданные объемы товаров и т. д. (то есть при сдельной работе важно не время, а результативность).
Пример. Гражданин Петров получает 85 руб/ч. В день он работает не менее 8 ч. Результат: ежедневный доход Петрова не более 680 руб. В месяце обычно бывает не более 20 рабочих дней. Таким образом, доход Петрова составляет около 14 тыс. руб.
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (далее — Положение), указывает, что, например, рабочее время водителя включает в себя следующие основные периоды:
• время по управлению машиной;
• время для перерывов (цель — отдых от управления ТС);
• подготовительное время, зафиксированное специально для выполнения работ перед выездом на линию, а также после возвращения в гараж;
• время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию / после возвращения;
• время стоянки автомобиля в местах погрузки или разгрузки;
• время простоев, которые возникли вне водителя;
• время проведения дополнительных работ по выявлению возможных неисправностей в автомобиле;