По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

К вопросу об имплементации военной силы России в Сирии

А. М. Ногмов политолог, канд. полит. наук Дипломатической академии МИД России
Р. Н. Шангараев научный сотрудник, Дипломатическая академия МИД России, канд. экон. наук. E-mail: iamp.cwe@dipacademy.ru;
А. А. Васина магистр Дипломатической академии МИД России. E-mail: annavs96@gmail.com

Объектом исследования данной статьи является вопрос применения военной силы в противодействие международному терроризму в контексте международного права. Международный терроризм рассматривается в качестве основной угрозы современному мировому порядку и стабильности. В связи с этим отмечается актуальность проблемы противодействия государств данной угрозе и проблемы возможного применения военной силы для обеспечения международной безопасности и национального суверенитета в частности. В статье используется метод научного исследования с особым акцентом на изучение нормативноправовой базы международных актов, в большей степени на основные принципы и документы Организации Объединенных Наций. Также применяется метод ивент-анализа для формирования полного представления об актуальности рассматриваемой проблемы в контексте современной политики.

Литература:

1. РАН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. Правоведения. — М., 2002. — С. 26.

2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. С. 183.

3. Сурма И. В., Шангараев Р. Н. Религиозно-политический терроризм и его социально-исторические корни // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. — 2017. — № 7 (330). — С. 48–59.

4. Котляров И. И. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов: (основные теоретические проблемы и практика): монография. — М.: Юрлитинформ, 2013. — С. 234.

5. Роль ООН и ЕС в процессе урегулирования сирийского конфликта [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://articlekz.com / article / 7180 (дата обращения: 05.06.2018).

6. Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и САР (1980) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru / spravka / 20150930 / 1293215601.html (дата обращения: 05.06.2018).

7. Syria’s ambassador to Russia urges all countries to join Syria and Russia against terrorism [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sana.sy / en / ?p=56454 (дата обращения: 05.06.2018).

8. Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики от 26 августа 2015 г. (ратифицировано Федеральным законом от 14.10.2016) № 376-ФЗ, вступило в силу 12 ноября 2016 г., письмо МИД России от 22.11.2016 г. № 20737 / дп) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru / Document / View / 0001201601140019? index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 05.06.2018).

9. Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (последняя редакция) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_10591 / (дата обращения: 05.06.2018).

10. Шангараев Р. Н. Власть и насилие террористических организаций в незападных обществах // Власть и насилие в незападных обществах: актуальные проблемы исследований. — 2016. — С. 182–183.

11. Министр обороны С. К. Шойгу в МГИМО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mgimo.ru / about / news / main / ii-forum-voennoe-sotrudnichestvo / (дата обращения: 05.06.2018).

12. Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Куда идет человечество? // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. — 2009. — № 9 (236). — С. 6–15.

13. Сидорова Н. П., Сидоров Д. А. Форум ШОС как механизм «дипломатии второй дорожки» // Дипломатическая служба. — 2017. — № 4. — С. 62–68.

14. Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Куда идет человечество? // Дипломатическая служба. — 2009. — № 4. — С. 26–38.

15. Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Куда идет человечество? // Дипломатическая служба. — 2009. — № 5. — С. 27–36.

16. Сурма И. В., Шангараев Р. Н. Религиозно-политический терроризм и его социально-исторические корни // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. — 2017. — № 7 (330). — С. 48–59.

17. Жабин Д. А., Ногмова А. Ш., Шангараев Р. Н. Противодействие государственных органов основной угрозе порядку и стабильности России на современном этапе // Дипломатическая служба. — 2017. — № 4. — С. 79–85.

18. Закаурцева Т. А., Гаврилова С. М. Культурно-социальная интеграция мигрантов в Европейском союзе (на примере Германии, Великобритании, Дании) // Международная жизнь. — 2016. — № 8. — С. 99–114.

19. Россия в глобальном мире: институты и стратегии политического взаимодействия / Понеделков А. В., Усманов Р. Х., Гришин Н. В., Баранов А. В., Шашкова Я. Ю., Мирошниченко И. В. Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2013. — № 1 (33). — С. 327–340.

20. Лучше уничтожать боевиков в Сирии, чем принимать их в России, отметил Путин [Электронный ресурс] — Режим доступа: РИА Новости https://ria.ru / syria / 20180607 / 1522273433.html (дата обращения: 05.06.2018).

21. Путин назвал выгодным нахождение российских военных в Сирии [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.rbc.ru / politics / 07 / 06 / 2018 / 5b1925749a79474ca78d7ab7 (дата обращения: 05.06.2018).

22. Военная доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kremlin.ru / supplement / 461 (дата обращения: 05.06.2018).

Исходя из ранее рассмотренных в научной литературе положений о понятии военной силы, ее роли и проблемах применения в современном мире, а также о правовых нормах применения данного типа силы, необходимо рассмотреть военный аспект в контексте внешней политики государства. В данной работе — в контексте внешней политики Российской Федерации.

Военная политика является составной частью политики российского государства. Военная политика осуществляется на основании целей и задач военной безопасности. Военная доктрина Российской Федерации [22] определяет военную политику «как деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников». Военная политика разделяется на политику мирного времени и политику времени военного.

Сегодня о военной политике государства мы говорим как об отдельной, стратегически важной сфере работы государственного аппарата для поддержания безопасности государства. Суть, содержание и направленность военной политики Российской Федерации определяется экономическими и политическими интересами государства. Военная политика государства также определяется потенциальными и реальными возможностями Российской Федерации как субъекта военной политики, которые позволяют реализовать указанные интересы.

Стоит отметить, что за последнее время направленность военной политики России заметно изменилась. Кардинальные изменения, которые произошли как в ближайшем зарубежье, так и в мире в целом обусловили необходимость разработки новых конструктивных подходов к решению наиболее сложных проблем и противоречий в процессе осуществления военной политики в условиях современных международных отношений [12, 13, 14, 15]. Исходя из того, что решение вопросов военной политики должно быть основано на тщательном анализе всех преобразований на международной арене и из учета закономерностей их развития, необходима тщательная разработка методологической базы, на основании которой определяются движущие силы и основные противоречия международных отношений, способы и формы разрешения этих противоречий, а также роль военной силы при их разрешении.

Для Цитирования:
А. М. Ногмов, Р. Н. Шангараев, А. А. Васина, К вопросу об имплементации военной силы России в Сирии. Дипломатическая служба. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: