Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи отнесены к первой национальной цели развития России, как минимум, до 2036 г. Одной из задач, решение которой позволит приблизиться к достижению данной цели, названо обеспечение повышения опережающими темпами минимального размера оплаты труда, в том числе его рост к 2030 г. более чем в два раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 г., с достижением его величины не менее чем 35 тыс. рублей в месяц. Обращение к минимальному размеру оплаты труда неслучайно: «из средства защиты прав на справедливую оплату труда домашних, сельскохозяйственных работников и женщин он превратился в инструмент борьбы с нищетой, решения проблем социального неравенства, в один из базовых социальных стандартов» [1].
В законодательстве государств, занимающихся социальной стандартизацией, как раз и представлен такой подход: например, в Республике Казахстан минимальный размер месячной заработной платы наряду с продолжительностью ежедневной работы (рабочей смены) и основным оплачиваемым ежегодным трудовым отпуском отнесен к минимальными социальными стандартами в сфере труда (Закон Республики Казахстан от 19.05.2015 № 314-V ЗРК «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях»), а в Республике Беларусь минимальная заработная плата (месячная и часовая), а также тарифы оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, определяемые по базовой ставке и коэффициентам тарифного разряда тарифной сетки (кратным размерам базовой ставки) составляют государственные минимальные социальные стандарты в области оплаты труда (Закон Республики Беларусь от 11.11.1999 г. № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах»).
Тем не менее, появившись более века назад (впервые МРОТ был введен в 1894 г. в Новой Зеландии), единого понимания, что представляет собой минимальный размер оплаты труда, так и не было достигнуто. Изначально предложив понимать под МРОТ «минимум, достаточный для поддержания приемлемого уровня жизни занятого населения в конкретной стране в определенное время» [2], эксперты Международной организации труда со временем скорректировали определение до «минимального размера вознаграждения, который работодатель обязан заплатить работнику за выполненную работу в течение указанного периода времени и который не может быть сокращен по коллективному или индивидуальному трудовому договору» [3].