По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22 DOI:10.33920/pol-2-2501-04

К вопросу об экономическом и юридическом содержании минимального размера оплаты труда

Кучина Юлия Александровна канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права, Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21, E-mail: kuchinau@mail.ru

В условиях закрепления в Конституции РФ принципа уважения человека труда провозглашенный в качестве государственной гарантии минимальный размер оплаты труда становится основным индикатором реализации одной из национальных целей развития России — повышения благополучия людей. Автором проводится анализ минимального размера оплаты труда как экономической и юридической категории, подчеркивается роль Конституционного Суда РФ в наполнении данной государственной гарантии по оплате труда сущностными характеристиками в условиях отсутствия соответствующего законодательного определения.

Литература:

1. Социальный бюллетень № 13. Зарубежная практика применения механизма минимальной заработной платы https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/social/_бюллетень_ №_13_%28МРОТ%29_ФИН.pdf

2. Minimum Wage-Fixing Machinery. An International Study of Legislation and Practice / Study of International Labour Organization. Geneva, 1927

3. Общий обзор докладов о Конвенции об установлении минимальной заработной платы 1970 года (№ 131) и Рекомендации об установлении минимальной заработной платы 1970 года (№ 135) https://www.ilo.org/resource/conference-paper/ilc/103/general-surveyreports-minimum-wage-fixing-convention-1970-no-131-and

4. Ивановская Л.А. Влияние минимальной зарплаты на рынок труда // Экономика труда. 2016. Том 3. № 4. С. 342.

5. Жмачинский В.И., Чернева Р.И. Минимальная заработная плата как фактор повышения уровня и качества жизни // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16, № 8. С. 1509.

6. Кравцевич С.В. Влияние минимального размера оплаты труда на воспроизводство рабочей силы на российском рынке труда// Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2020. № 59. С.38.

7. Константинова Д.С. Исторические и современные подходы к установлению минимального размера оплаты труда // Экономика труда. 2021. Т. 8, № 12. С. 1422.

8. Корнейчук Б.В. Новая методика расчета прожиточного минимума: проблемы теории и практики// Экономическая политика. 2021. Т. 16. № 6. С. 121.

9. Верховный суд РФ отозвал позицию по МРОТ — URL: https://www.bnkomi.ru/data/ news/5078/ (дата обращения: 20.12.2024).

10. Система обеспечения законодательной деятельности- URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/654220-8 (дата обращения: 20.12.2024).

11. Молчанов Р.Ю. О дифференциации минимального размера оплаты труда // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2021. № 4. С. 47.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи отнесены к первой национальной цели развития России, как минимум, до 2036 г. Одной из задач, решение которой позволит приблизиться к достижению данной цели, названо обеспечение повышения опережающими темпами минимального размера оплаты труда, в том числе его рост к 2030 г. более чем в два раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 г., с достижением его величины не менее чем 35 тыс. рублей в месяц. Обращение к минимальному размеру оплаты труда неслучайно: «из средства защиты прав на справедливую оплату труда домашних, сельскохозяйственных работников и женщин он превратился в инструмент борьбы с нищетой, решения проблем социального неравенства, в один из базовых социальных стандартов» [1].

В законодательстве государств, занимающихся социальной стандартизацией, как раз и представлен такой подход: например, в Республике Казахстан минимальный размер месячной заработной платы наряду с продолжительностью ежедневной работы (рабочей смены) и основным оплачиваемым ежегодным трудовым отпуском отнесен к минимальными социальными стандартами в сфере труда (Закон Республики Казахстан от 19.05.2015 № 314-V ЗРК «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях»), а в Республике Беларусь минимальная заработная плата (месячная и часовая), а также тарифы оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, определяемые по базовой ставке и коэффициентам тарифного разряда тарифной сетки (кратным размерам базовой ставки) составляют государственные минимальные социальные стандарты в области оплаты труда (Закон Республики Беларусь от 11.11.1999 г. № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах»).

Тем не менее, появившись более века назад (впервые МРОТ был введен в 1894 г. в Новой Зеландии), единого понимания, что представляет собой минимальный размер оплаты труда, так и не было достигнуто. Изначально предложив понимать под МРОТ «минимум, достаточный для поддержания приемлемого уровня жизни занятого населения в конкретной стране в определенное время» [2], эксперты Международной организации труда со временем скорректировали определение до «минимального размера вознаграждения, который работодатель обязан заплатить работнику за выполненную работу в течение указанного периода времени и который не может быть сокращен по коллективному или индивидуальному трудовому договору» [3].

Для Цитирования:
Кучина Юлия Александровна, К вопросу об экономическом и юридическом содержании минимального размера оплаты труда. Вопросы трудового права. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: