Вопросы соотношения права и морали всегда являлись предметом исследования теоретиков права, так как мораль занимает особое место в системе социальных норм, существующих в любом обществе.
Право использует и оперирует такими категориями, как «права», «обязанности», «ответственность», «правонарушение», «проступок», которые достаточно четко определены в законодательстве, в отличие от таких моральных критериев, как «честь», «порядочность», «гуманность», «несправедливость», «аморальность».
Схожесть права и морали проявляется в следующем: они представляют собой разновидности социа льны х норм; прес лед у ют одни и те же цели; они определяют границы должных и возможных поступков субъектов, а также общие сферы регулировании отношений в обществе.
Вместе с тем, как справедливо отмечается в литературе, сфера регулятивного воздействия норм морали неизменно шире сферы, на которую распространяются нормы права. Последние, как и само государство, имея дело с жизненно важными для всего общества и индивидов интересами и отношениями, не могут тем не менее проникать во все поры общества, регулировать все межличностные и подобные им отношения. Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами права [1].
Ряд норм трудового права теснейшим образом связан с нормами морали, можно сказать, что рассматриваемые виды социальных норм существуют параллельно и взаимозависимо. Наиболее ярко это проявляется в п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в соответствии с которым работодатель имеет право уволить работника, выполняющего воспитательные функции, в случае совершения им аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
Таким образом, взаимосвязь данных социальных норм проявляется в том, что нарушение норм морали приводит к неблагоприятным правовым последствиям, а именно к расторжению трудового договора с работником по инициативе работодателя, тем самым законодатель рассматривает аморальный проступок как правонарушение.