В условиях стареющего населения России повышение пенсионного возраста было вполне прогнозируемо, так как население, достигшее возраста 65 лет, составляет более 15 %, что, по меркам международного сообщества, позволяет отнести наше государство к категории демографически старых [1].
Представляется, что в связи с указанным Минэкономразвития России разработан один из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором говорится о необходимости реформирования пенсионной системы. Эта необходимость обусловлена прогнозируемым сокращением численности работающего населения относительно численности пенсионеров, что обусловлено в первую очередь демографическими факторами. В таких условиях для государственной пенсионной системы, распределительной в своей основе, возникает проблема нахождения компромисса между противоречивыми целями: повышением уровня обеспеченности пенсионеров, поддержанием умеренной фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике, достижением сбалансированности пенсионной системы.
Реализацией данного прогноза, как известно, стало вступление в силу с 1 января 2019 г. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которым был повышен возраст для назначения страховой пенсии по старости до 60 и 65 лет (соответственно женщины и мужчины).
В пояснительной записке к указанному закону определены причины, вызвавшие необходимость повышения пенсионного возраста: неэквивалентность пенсионных прав застрахованных лиц и обязательств перед ними, рост продолжительности жизни населения, сохранение трудоспособности работников, достигших пенсионного возраста, и кадровый дефицит. В свою очередь, основными целями развития пенсионной системы, провозглашенными в «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р, являются: обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости этой системы, гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения.