Изучение процессов, происходящих в почве при воздействии на нее ходовых систем сельскохозяйственной техники, является актуальной задачей земледельческой механики.
Исследование механизма деформации дает возможность создавать модели напряженно-деформированного состояния почвы и взаимодействия почвы с рабочим органом, что позволит совершенствовать расчетные схемы и характеристики почвообрабатывающей техники.
Исследование процессов и механизмов деформации почвы при техногенном воздействии на нее при обработке позволяет обосновать нормы допустимых давлений на почву.
Оптимальные диапазоны физических показателей почв различных разновидностей были установлены на основе проведенных теоретических и экспериментальных исследований [1]. Полученные данные использовали при установлении допустимого уровня внешнего воздействия на почву. Разработанные ранее в 80-х гг. ХХ в. нормы по допустимому уровню воздействия движителей на почву вошли в ГОСТ 26955—86 «Техника сельскохозяйственная мобильная. Нормы воздействия движителей на почву».
Для выполнения расчетной оценки среднего и максимального давления на почву колесной и гусеничной мобильной сельскохозяйственной техники в 1986 г. был разработан ГОСТ 26953—86 «Техника сельскохозяйственная мобильная. Методы определения воздействия движителей на почву».
Как видно из мировой практики, за последние несколько десятков лет движители сельскохозяйственной техники претерпели существенные конструктивные изменения. Для снижения воздействия сельхозтехники на почву широкое применение получили пневмоколесные движители низкого и сверхнизкого внутришинного давления и широкопрофильные шины. Использование широкопрофильных шин позволяет не только снизить давление на почву, но и улучшить эксплуатационно-технологические показатели, снизить буксование и расход топлива, улучшить тягово-сцепные свойства энергосредств. С разработкой новых полимерно-композитных материалов конструкции гусеничных и полугусеничных движителей были также усовершенствованы. Вместо металлической гусеницы все чаще применяется резиноармированная гусеница (РАГ), имеющая ряд преимуществ перед традиционной металлической [2].