По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.3:631.4:006.057

К вопросу о снижении воздействия сельскохозяйственной техники на почву

Годжаев З. д-р техн. наук, проф., замдиректора по инновационной и внедренческой деятельности, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, Тел.: 8 (495) 709-34-05, E-mail: lab-stand@mail.ru
Русанов А. ст. консультант, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, Тел.: 8 (495) 709-34-05, E-mail: lab-stand@mail.ru
Казакова В. мл. науч. сотр. зав. лаб. стандартизации, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, Тел.: 8 (495) 709-34-05, E-mail: lab-stand@mail.ru
Шинкевич В. вед. инж. по стандартизации, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, Тел.: 8 (495) 709-34-05, E-mail: lab-stand@mail.ru

В статье обоснована необходимость пересмотра ГОСТ 26953—86, ГОСТ 26954—86 и ГОСТ 26955—86, устанавливающих нормы максимального нормального давления на почву, нормального механического напряжения в почве и методы определения максимального нормального напряжения в почве, а также среднего и максимального давления как колесных, так и гусеничных движителей на почву. Цель пересмотра стандартов — соответствие современным требованиям оформления стандартов, внедрение разработанного нового экспериментально-теоретического метода определения максимального давления движителей на почву.

Литература:

1. Русанов В. А. Проблема переуплотнения почвы движителями и эффективные пути ее решения. — М.: ВИМ, 1998. — 368 с.

2. Годжаев З. А., Годжаев Т. З., Казакова В. А., Шинкевич В. А. Пересмотр стандартов по воздействию движителей на почву // Стандарты и качество. — 2018. — № 7 (973). — С. 46–50.

3. Годжаев З. А. Русанов А. В., Ревенко В. Ю. Метод построения эпюр касательных напряжений в зоне контакта буксующего колеса с почвой // Тракторы и сельхозмашины. — 2017. — № 5. — С. 39–47.

4. Годжаев З. А. Измайлов А. Ю., Шевцов В. Г. и др. Исследование давления колесного движителя на почву с учетом характеристики шины // Сельскохозяйственные машины и технологии. — 2016. — № 1. — С. 5–10.

5. Прядкин В. И. Мобильные энергосредства сельскохозяйственного назначения на шинах сверхнизкого давления: Дис. … д-ра техн. наук. — Воронеж, 2013. — 449 с.

6. Годжаев З. А., Сапьян Ю. Н., Колос В. А., Горшков М. И. Расход и потери горюче-смазочных материалов в условиях рядовой эксплуатации мобильной сельскохозяйственной техники // Сельскохозяйственные машины и технологии. — 2017. — № 2. — С. 9–14.

7. Годжаев З. А., Евтюшенков Н. Е. Снижение воздействия ходовых систем на почву // Водитель — автомобиль — дорога. — 2016. — № 8. — С. 38–39.

Изучение процессов, происходящих в почве при воздействии на нее ходовых систем сельскохозяйственной техники, является актуальной задачей земледельческой механики.

Исследование механизма деформации дает возможность создавать модели напряженно-деформированного состояния почвы и взаимодействия почвы с рабочим органом, что позволит совершенствовать расчетные схемы и характеристики почвообрабатывающей техники.

Исследование процессов и механизмов деформации почвы при техногенном воздействии на нее при обработке позволяет обосновать нормы допустимых давлений на почву.

Оптимальные диапазоны физических показателей почв различных разновидностей были установлены на основе проведенных теоретических и экспериментальных исследований [1]. Полученные данные использовали при установлении допустимого уровня внешнего воздействия на почву. Разработанные ранее в 80-х гг. ХХ в. нормы по допустимому уровню воздействия движителей на почву вошли в ГОСТ 26955—86 «Техника сельскохозяйственная мобильная. Нормы воздействия движителей на почву».

Для выполнения расчетной оценки среднего и максимального давления на почву колесной и гусеничной мобильной сельскохозяйственной техники в 1986 г. был разработан ГОСТ 26953—86 «Техника сельскохозяйственная мобильная. Методы определения воздействия движителей на почву».

Как видно из мировой практики, за последние несколько десятков лет движители сельскохозяйственной техники претерпели существенные конструктивные изменения. Для снижения воздействия сельхозтехники на почву широкое применение получили пневмоколесные движители низкого и сверхнизкого внутришинного давления и широкопрофильные шины. Использование широкопрофильных шин позволяет не только снизить давление на почву, но и улучшить эксплуатационно-технологические показатели, снизить буксование и расход топлива, улучшить тягово-сцепные свойства энергосредств. С разработкой новых полимерно-композитных материалов конструкции гусеничных и полугусеничных движителей были также усовершенствованы. Вместо металлической гусеницы все чаще применяется резиноармированная гусеница (РАГ), имеющая ряд преимуществ перед традиционной металлической [2].

Для Цитирования:
Годжаев З., Русанов А., Казакова В., Шинкевич В., К вопросу о снижении воздействия сельскохозяйственной техники на почву. Овощеводство и тепличное хозяйство. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: