Правовой статус самозанятых не раз обсуждался на страницах периодических изданий [1–14]. Очередной раз обратиться к этой проблеме в целом и в сфере транспортных услуг в частности подтолкнули принятый Международной организацией труда Доклад «Обеспечение достойного труда в платформенной занятости» и ряд подготовленных [15] и внесенных законопроектов (законопроект № 647526-8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом») в Государственную Думу и принятых за последнее время (законопроект № 275599-8, Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»).
Рассматривая данный вопрос, в первую очередь хотелось бы обратиться к статистике. Так, глава Минтруда России заявил, что «недавно была превышена планка в 10 млн человек [самозанятых], и для каждого четвертого это единственный источник заработка» [16]. В свою очередь, по данным ФНС России [17], количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих налог на профессиональный доход, по состоянию на 30 сентября 2024г. составило 11457835 человек, из них 10 901 004 — физические лица, 556 831 — индивидуальные предприниматели (по данным ФНС России, популярные направления деятельности самозанятых: услуги такси и красоты, перевозка грузов, сдача в аренду квартир, ремонтные и маркетинговые услуги, продажа продукции собственного производства, а также репетиторство).
В транспортной сфере также наблюдается рост числа лиц, использующих специальный налоговый режим. По данным Минтранса России на начало октября 2024 г., в связи с внедрением госключа для подписания заявлений по услугам такси для самозанятых число таких перевозчиков увеличилось. К системе подключились 34 тыс. человек. При этом наибольшее количество в Краснодарском крае — более 8000 [18].
По данным ФНС России, популярные направления деятельности самозанятых: услуги такси и красоты, перевозка грузов, сдача в аренду квартир, ремонтные и маркетинговые услуги, продажа продукции собственного производства, а также репетиторство.