Правовой статус самозанятых не раз обсуждался на страницах периодических изданий [1–14]. Очередной раз обратиться к этой проблеме, в целом, и в сфере транспортных услуг, в частности, подтолкнули принятый Международной организацией труда доклад «Обеспечение достойного труда в платформенной занятости» и ряд законопроектов, подготовленных [15], внесенных (Законопроект № 647526-8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом») в Государственную Думу и принятых за последнее время (Законопроект № 275599-8; Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»).
Рассматривая данный вопрос, в первую очередь, хотелось бы обратиться к статистике. Так, глава Минтруда РФ заявил, что «недавно была превышена планка в 10 млн человек [самозанятых], и для каждого четвертого это единственный источник заработка» [16]. В свою очередь, по данным ФНС России [17], количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих «Налог на профессиональный доход» по состоянию на 30 сентября 2024 г. составило 11 457 835 чел., из них 10 901 004 — физические лица, 556 831 — индивидуальные предприниматели (По данным ФНС России, популярные направления деятельности самозанятых: услуги такси и красоты, перевозка грузов, сдача в аренду квартир, ремонтные и маркетинговые услуги, продажа продукции собственного производства, а также репетиторство.).
В транспортной сфере также наблюдается рост числа лиц, использующих специальный налоговый режим. По данным Минтранса России на начало октября 2024 г., в связи с внедрением «Госключа» для подписания заявлений по услугам такси для самозанятых число таких перевозчиков увеличилось. К системе подключилось — 34 тыс. человека. При этом наибольшее количество в Краснодарском крае более 8 тыс.» [18].
В связи с указанным несколько слов об истории вопроса. Нелишне напомнить, что Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее — Федеральный закон № 422ФЗ) четко определил сферы деятельности для лиц, которые могут участвовать в эксперименте. Так, согласно ч. 6 ст. 2 физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.