По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.832.22

К вопросу о роли законодательных органов в повышении эффективности взаимодействия фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства с застройщиками

А.Н. Ларионов д-р экон. наук, профессор кафедры «Экономика и управление в строительстве», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»

В работе обосновано, что в настоящее время некоторые механизмы регулирования российского строительного рынка весьма существенно ограничивают деятельность девелоперов, способствуют снижению объемов ввода объектов жилищного строительства и увеличению его стоимости, а также сокращению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и затягивают сроки реализации государственных и муниципальных жилищных проектов и программ. В этих целях конкретизированы и систематизированы новеллы принятого 29.07.2017 Федерального закона ФЗ-218 «О фонде защиты прав граждан-участников долевого строительства», оказывающие негативное воздействие на функционирование и развитие отечественного рынка жилья.

Литература:

1. Баронин С.А. [и др.] Управление строительством жилья экономкласса на основе совокупной стоимости затрат в контрактах жизненного цикла: монография / под общ. ред. С.А. Баронина и В.С. Казейкина. — Пенза: ПГУАС, 2014.

2. Зимина И.А., Давыдов Ф.Ф. Модели развития жилищной сферы за рубежом // Семейное и жилищное право. — 2013. — № 4.

3. Институциональные ограничения современного экономического роста / В.С. Лисин, К.Э. Яновский и др. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС, 2011.

4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1978.

5. Консолидированная позиция профсообщества по 218-ФЗ направлена в сенат// Саморегулирование. Информационный портал // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//sroportal.ru/news/ konsolidirovannayapoziciya-profsoobshhestva-po-218-fz-napravlena-v-senat.

6. Лукманова И.Г., Нежникова Е.В., Кудишин Д.Ю. Управление проектами в инвестиционно-строительной сфере: монография. М-во образования и науки РФ, ФБГОУ ВПО «Моск. гос. строит. ун-т». М.: МГСУ, 2012.

7. Нежникова Е.В. Методология формирования новой государственной экономической политики в сфере жилищного строительства: монография / НИЦ «Стратегия». М.: МАКС Пресс, 2015.

8. Очерки экономической теории [под общ. ред. М.В. Конотопова]. Изд. 2-е, дополненное. — М.: Просвещение, 2016.

9. Семернин Д.А. О типологии организаций инвестиционно-строительной сферы // Российское предпринимательство. — 2010. — № 11-3.

10. Тамбовцев В.Л. Теоретические вопросы институционального проектирования // Вопросы экономики. — 1997. — № 3.

11. Федеральный закон «О публичноправовой компании по защите прав граждан участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 218-ФЗ [Электронный ресурс]: Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 № 214-ФЗ [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Яськова Н.Ю., Лукманова И.Г. О словах и делах в решении проблем развития строительства // Экономика строительства. М. — 2016. — № 5 (41).

14. Allen, Edward How Buildings Work: The Natural Order of Architecture / Edward Allen. — Oxford University Press, 2005.

15. Kvint Vladimir L. The Global Emerging Market in Transition: articles, forecasts and studies / Vladimir L. Kvint. Fordham University Press, New York, 1999.

16. Laigke L., Oehler V. The social and environmental challenges of urban development: the question of ecological inequalities. CSTB, February 2004.

17. Lester R. Brown, Eco-Economy: Building an Economy for the Earth. Earth Policy Institute. W.W. Norton & Co., New-York, London, 2001.

18. Petrov A., Drozdova I., Organizationaleconomic mechanism of energy resources saving control in municipal housing economy, World Applied Sciences Journal. — Vol.

23. — No. 13. — pp. 101–105, 2013.

19. Shih Yu-N., Li Hao-C., Qin B. Housing price bubbles and inter-provincial spillover: Evidence from China // Habitat International, Volume 43. — July 2014.

20. Sommer H. Project Management for Building Construction. Springer-Verlag Berlin Heidelberg. — 2010.

Актуальность темы исследования проблем взаимодействия созданного в России государственного фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства с застройщиками обусловлена поиском вариантов гармонизации экономических интересов и ожиданий всех субъектов первичного рынка жилья.

В результате обсуждения на государственном уровне проблем «обманутых дольщиков» и принятых в этой связи участниками рынка мер Президент РФ 29.07.2017 подписал федеральный закон о создании фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства [11].

Проведенный нами анализ текста этого уже принятого документа показал удавшуюся, с нашей точки зрения, попытку государства на институциональном уровне защитить граждан, рискующих собственными или заемными средствами при долевом строительстве жилья. Мы считаем, что этот закон в действующей редакции в жилищных проектах, начинаемых после его вступления в силу, практически исключит риски вышеупомянутых «дольщиков».

Однако насколько позитивно скажется на функционировании и развитии отечественного первичного рынка жилья реализация этого документа — весьма сложный вопрос, не имеющий, к сожалению, однозначного ответа. Именно попытке ответа на этот вопрос автор и посвятил настоящую публикацию.

Результаты наших собственных исследований [6, 16, 18], а также ряда отечественных ученых и экспертов, занимающихся решением проблем девелопмента в строительстве [2, 3, 7, 9, 13, 17], свидетельствуют о том, что процесс реформирования отечественной строительной отрасли в настоящее время не только не способствует ее развитию, но, наоборот, часто вызывает негативный эффект. Так, например, в сравнении с более ранними редакциями федерального закона о долевом строительстве [12], принятие закона о создании фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства [11] усиливает защиту «дольщиков», но, к сожалению, происходит это за счет ущемления экономических интересов застройщиков.

Проведенный анализ открытых источников свидетельствует о том, что многие представители профессионального сообщества застройщиков отмечают несогласованность некоторых механизмов регулирования и ограничений деятельности девелоперов, прогнозируют снижение объемов строительства индустриального жилья, возрастание его стоимости, сокращение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также перенос сроков исполнения государственных и муниципальных жилищных программ. В частности, у профессионального сообщества [5] к этой редакции ФЗ-218 [11] имеется ряд замечаний и даже претензий, к основным из которых следует отнести:

Для Цитирования:
А.Н. Ларионов, К вопросу о роли законодательных органов в повышении эффективности взаимодействия фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства с застройщиками. Юрисконсульт в строительстве. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: