Актуальность темы исследования проблем взаимодействия созданного в России государственного фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства с застройщиками обусловлена поиском вариантов гармонизации экономических интересов и ожиданий всех субъектов первичного рынка жилья.
В результате обсуждения на государственном уровне проблем «обманутых дольщиков» и принятых в этой связи участниками рынка мер Президент РФ 29.07.2017 подписал федеральный закон о создании фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства [11].
Проведенный нами анализ текста этого уже принятого документа показал удавшуюся, с нашей точки зрения, попытку государства на институциональном уровне защитить граждан, рискующих собственными или заемными средствами при долевом строительстве жилья. Мы считаем, что этот закон в действующей редакции в жилищных проектах, начинаемых после его вступления в силу, практически исключит риски вышеупомянутых «дольщиков».
Однако насколько позитивно скажется на функционировании и развитии отечественного первичного рынка жилья реализация этого документа — весьма сложный вопрос, не имеющий, к сожалению, однозначного ответа. Именно попытке ответа на этот вопрос автор и посвятил настоящую публикацию.
Результаты наших собственных исследований [6, 16, 18], а также ряда отечественных ученых и экспертов, занимающихся решением проблем девелопмента в строительстве [2, 3, 7, 9, 13, 17], свидетельствуют о том, что процесс реформирования отечественной строительной отрасли в настоящее время не только не способствует ее развитию, но, наоборот, часто вызывает негативный эффект. Так, например, в сравнении с более ранними редакциями федерального закона о долевом строительстве [12], принятие закона о создании фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства [11] усиливает защиту «дольщиков», но, к сожалению, происходит это за счет ущемления экономических интересов застройщиков.
Проведенный анализ открытых источников свидетельствует о том, что многие представители профессионального сообщества застройщиков отмечают несогласованность некоторых механизмов регулирования и ограничений деятельности девелоперов, прогнозируют снижение объемов строительства индустриального жилья, возрастание его стоимости, сокращение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также перенос сроков исполнения государственных и муниципальных жилищных программ. В частности, у профессионального сообщества [5] к этой редакции ФЗ-218 [11] имеется ряд замечаний и даже претензий, к основным из которых следует отнести: