По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004:625.76 DOI:10.33920/pro-01-2401-08

К вопросу о роли цифровизации в управлении дорожными активами

И.Н. Антоненко ООО «НПП «СпецТек», Россия, Санкт-Петербург

Существенную часть богатства страны составляют дорожные активы — автомобильные дороги, мосты, путепроводы, тоннели, автовокзалы, автостоянки, системы водоотвода и другие объекты дорожной инфраструктуры. От эффективности управленческих решений при работе с дорожными активами зависит благосостояние граждан, рентабельность организаций, экономическая мощь государства. В статье представлены новые подходы к управлению дорожной инфраструктурой, в контексте которых сделан вывод о роли цифровых технологий.

Литература:

1. Сборник передовых практик в области управления дорожными активами/ Азиатский банк развития, 2018. 52 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.carecprogram.org/uploads/ Compendium-Best-Practices-RAM-ru.pdf (дата обращения 11.10.2023).

2. Красиков О.А., Косенко И.Н. Система управления дорожными активами (на примере дорог Республики Таджикистан) / Сб. науч. трудов ФАУ «Росдорнии». — 2017, вып. 37. — С. 39–66.

3. Красиков О.А., Косенко И.Н., Касымов У.Ш. Обоснование упрощенного критерия в системе управления дорожными активами/ Сб. науч. трудов ФАУ «Росдорнии». — 2018, вып. 39. — С. 26–36.

4. Антоненко И.Н. Семь шагов к эффективному управлению данными о производственных активах // Химагрегаты. — 2022. — №2(58). — С. 28–32.

5. ГОСТ Р 55.0.01-2014 /ИСО 55000:2014. Управление активами. Национальная система стандартов. Общее представление, принципы и терминология. М.: Стандартинформ, 2015. — 24 с.

6. ГОСТ Р 55.0.02-2014/ИСО 55001:2014. Управление активами. Национальная система стандартов. Системы менеджмента. Требования. М.: Стандартинформ, 2015. — 16 с.

7. ГОСТ Р 55.0.03-2021. Управление активами. Системы менеджмента. Руководство по применению ИСО 55001. М.: Стандартинформ, 2021. — 58 с.

8. DNO Common Network Asset Indices Methodology. 01 April 2021, Version 2.1. 233 p.

9. Приказ Минэнерго России от 26.07.2017 №676 «Об утверждении методики оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи электрических станций и электрических сетей».

10. Приказ Минэнерго России от 19.02.2019 №123 «Об утверждении методических указаний по расчету вероятности отказа функционального узла и единицы основного технологического оборудования и оценки последствий такого отказа».

11. Антоненко И.Н. Автоматизация расчета интегральных показателей технического состояния оборудования//Автоматизация в промышленности. — 2021. — №10. — С. 21–26.

12. Виноградов П.В., Литвиненко К.В., Валиахметов Р.И., Бахтегареева А.Н. Разработка модели ранжирования промысловых трубопроводов на основе оценки рисков эксплуатации// Нефтяное хозяйство. — 2018. — №8. — С. 84–86.

13. РАВВ разработала по поручению Минстроя России концепцию индекса технического состояния коммунальной инфраструктуры. [Электронный ресурс] URL: https://raww. ru/pressroom/association-news/1361-ravv-razrabotala-konczepcziyu-indeksa-texnicheskogo-sostoyaniya-kommunalnoj-infrastrukturyi.html (дата обращения 11.10.2023).

14. D6433-23 Standard Practice for Roads and Parking Lots Pavement Condition Index Surveys. ASTM: 2023, 47 p.

15. Martin T., Kadar P., Sen R. Incorporation of the Pavement Risk Score into the Pavement Condition Index. NACOE: 2017, 18 p.

16. Writer S. AI sensors aimed at prioritising road maintenance being trialled. [Электронный ресурс] URL: https://bigrigs.com.au/2022/07/14/ai-sensors-aimed-at-prioritising-road-maintenance-being-trialled (дата обращения 11.10.2023).

1. Sbornik peredovykh praktik v oblasti upravleniya dorozhnymi aktivami/ Aziatskiy bank razvitiya, 2018. 52 s. [Elektronnyy resurs] URL: https://www.carecprogram.org/uploads/Compendium-BestPractices-RAM-ru.pdf (data obrashcheniya 11.10.2023).

2. Krasikov O.A., Kosenko I.N. Sistema upravleniya dorozhnymi aktivami (na primere dorog Respubliki Tadzhikistan) / Sb. nauch. trudov FAU «Rosdornii». — 2017, vyp. 37. — S. 39–66.

3. Krasikov O.A., Kosenko I.N., Kasymov U.SH. Obosnovaniye uproshchennogo kriteriya v sisteme upravleniya dorozhnymi aktivami/ Sb. nauch. trudov FAU «Rosdornii». — 2018, vyp. 39. — S. 26–36.

4. Antonenko I.N. Sem' shagov k effektivnomu upravleniyu dannymi o proizvodstvennykh aktivakh // Khimagregaty. — 2022. — №2(58). — S. 28–32.

5. GOST R 55.0.01-2014 /ISO 55000:2014. Upravleniye aktivami. Natsional'naya sistema standartov. Obshcheye predstavleniye, printsipy i terminologiya. M.: Standartinform, 2015. — 24 s.

6. GOST R 55.0.02-2014/ISO 55001:2014. Upravleniye aktivami. Natsional'naya sistema standartov. Sistemy menedzhmenta. Trebovaniya. M.: Standartinform, 2015. — 16 s.

7. GOST R 55.0.03-2021. Upravleniye aktivami. Sistemy menedzhmenta. Rukovodstvo po primeneniyu ISO 55001. M.: Standartinform, 2021. — 58 s.

8. DNO Common Network Asset Indices Methodology. 01 April 2021, Version 2.1. 233 p.

9. Prikaz Minenergo Rossii ot 26.07.2017 №676 «Ob utverzhdenii metodiki otsenki tekhnicheskogo sostoyaniya osnovnogo tekhnologicheskogo oborudovaniya i liniy elektroperedachi elektricheskikh stantsiy i elektricheskikh setey».

10. Prikaz Minenergo Rossii ot 19.02.2019 №123 «Ob utverzhdenii metodicheskikh ukazaniy po raschetu veroyatnosti otkaza funktsional'nogo uzla i yedinitsy osnovnogo tekhnologicheskogo oborudovaniya i otsenki posledstviy takogo otkaza».

11. Antonenko I.N. Avtomatizatsiya rascheta integral'nykh pokazateley tekhnicheskogo sostoyaniya oborudovaniya//Avtomatizatsiya v promyshlennosti. — 2021. — №10. — S. 21–26.

12. Vinogradov P.V., Litvinenko K.V., Valiakhmetov R.I., Bakhtegareyeva A.N. Razrabotka modeli ranzhirovaniya promyslovykh truboprovodov na osnove otsenki riskov ekspluatatsii// Neftyanoye khozyaystvo. — 2018. — №8. — S. 84–86.

13. RAVV razrabotala po porucheniyu Minstroya Rossii kontseptsiyu indeksa tekhnicheskogo sostoyaniya kommunal'noy infrastruktury. [Elektronnyy resurs] URL: https://raww.ru/pressroom/ association-news/1361-ravv-razrabotala-konczepcziyu-indeksa-texnicheskogo-sostoyaniya-kommunalnoj-infrastrukturyi.html (data obrashcheniya 11.10.2023).

14. D6433-23 Standard Practice for Roads and Parking Lots Pavement Condition Index Surveys. ASTM: 2023, 47 p.

15. Martin T., Kadar P., Sen R. Incorporation of the Pavement Risk Score into the Pavement Condition Index. NACOE: 2017, 18 p.

16. Writer S. AI sensors aimed at prioritising road maintenance being trialled. [Elektronnyy resurs] URL: https://bigrigs.com.au/2022/07/14/ai-sensors-aimed-at-prioritising-road-maintenance-being-trialled (data obrashcheniya 11.10.2023).

Управлению дорожными активами уделяется пристальное внимание как в России, так и за рубежом. В частности, широкую известность получили работы по трансформации управления дорожными активами в рамках Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) [1]. Весомый вклад в эту деятельность вносят ученые России и стран СНГ [2, 3].

В силу ограниченности ресурсов возникает задача рационального распределения средств, ежегодно выделяемых на работы по ремонту, содержанию и реконструкции автомобильных дорог (далее — дорожные работы). Эта задача состоит в том, чтобы средства были оптимально распределены на конкретные автодороги или участки автодорог, и на конкретные виды дорожных работ. При этом критерием оптимизации является максимум получаемого эффекта в рамках действующих бюджетных ограничений. Под эффектом понимается повышение безопасности, снижение суммы затрат на дорожные работы и затрат пользователей автодорог на автомобильные перевозки.

Второй задачей управления дорожными активами является определение оптимального плана ежегодного финансирования на перспективу, который обеспечит достижение минимально приемлемого или целевого уровня обслуживания (состояния) автомобильных дорог к определенному сроку.

При этом рассматриваются не краткосрочный, а среднесрочный и долгосрочный горизонт планирования — на перспективу 3-5 лет и более (например, на 20-летний период). В процессе планирования на последующие годы учитываются результаты, достигаемые за предыдущие годы.

Центральным элементом при решении указанных задач является система управления дорожными активами (СУДА). Ее реализация неотделима от применения цифровых технологий [1], обеспечивающих:

1. Сбор, хранение и предоставление статических данных, т.е. редко изменяющихся. Это инвентаризационные данные дорожных активов (электронная карта дорог).

2. Сбор, хранение и предоставление динамических данных, которые требуют регулярного обновления. Например, это текущее состояние автодорог, интенсивность движения, места и количество ДТП, выполненные дорожные работы и их стоимость.

Для Цитирования:
И.Н. Антоненко, К вопросу о роли цифровизации в управлении дорожными активами. Управление качеством. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: