По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.13: 338.43 DOI:10.33920/vne-04-2304-01

К вопросу о роли дополнительного профессионального образования в развитии отечественной агросферы в условиях внешних вызовов

Владимир Геннадьевич Новиков доктор экономических наук, доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, ректор ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения АПК», Россия, 111621, г. Москва, ул. Оренбургская, 15б, e-mail: v.g.novikov@bk.ru, ORCID: 0000-0002-31984108
Елена Владимировна Шестакова кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет», Россия, 143907, Московская область, г. Балашиха, ш. Энтузиастов, д. 50, e-mail: rector@rgazu.ru, ORCID: 0000-0001-5764-0576
Валерий Петрович Мелешкин аспирант, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения АПК», Россия, 111621, г. Москва, ул. Оренбургская, 15б, e-mail: rako-apk@mail.ru
Андрей Борисович Худяков аспирант, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения АПК». Россия, 111621, г. Москва, ул. Оренбургская, 15б, e-mail: rako-apk@mail.ru

Успешное развитие сельского хозяйства, повышение обеспеченности страны продовольствием собственного производства, снижение товарной, а главное, технологической зависимости от зарубежных стран во многом зависят от уровня укомплектованности организаций агропромышленного комплекса высококвалифицированными кадрами, способными обеспечить в условиях ускоренного импортозамещения эффективное и динамичное функционирование агропромышленного производства. Существенная роль в решении этой задачи принадлежит системе дополнительного профессионального образования, призванной обеспечить быструю профессионализацию кадров с учетом требований к профессиональным компетенциям современных рабочих мест. В статье также выявлен ряд ограничений, не позволяющих настоящей системе аграрного ДПО полноценно функционировать.

Литература:

1. Шайтан, Б. И., Новиков, В. Г., Горкин, А. В., Титов, Н. Л., Шарипов, С. А., Можаев, Е. Е. Дополнительное профессиональное образование специалистов АПК и сельских территорий: проблемы, направления диверсификации: Монография. — М.: РАКО АПК, 2021. — 619 с.

2. Санду, И. С., Демишкевич, Г. М., Рыженкова, Н. Е. Кадровый потенциал как фактор инновационного развития АПК // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2022. — № 12. — С. 114–123.

3. Можаев, Е. Е. Проблемы и приоритетные направления совершенствования аграрного дополнительного профессионального образования // Сборник тезисов по итогам профессорского форума — 2020 «Национальные проекты и профессорское сообщество». — М., 2021. — С. 114–117.

4. Новиков, В. Г. Совершенствование системы дополнительного профессионального образования в интересах интеграционного развития АПК и сельских территорий Союзного государства Беларуси и России на проектной основе // Международная экономика. — 2022. — Т. 19. — № 10. — С. 734–742. DOI: 10.33920/ vne-04-2210-04.

5. Новиков, В. Г., Шайтан, Б. И., Можаев, Е. Е. и др. Современные подходы дополнительного профессионального образования в подготовке кадров агропромышленного комплекса. — М.: РАКО АПК, 2021. — 300 с.

6. Ковалев, И. Л., Костомахин, М. Н. Векторы развития и зарубежный опыт информационных технологий в агропромышленном комплексе России и Белоруссии // Главный зоотехник. — 2021. — № 1. — С. 49–62. DOI: 10.33920/sel-03-2101-06.

7. Шайтан, Б. И. Сравнительный анализ результативности дополнительного профессионального образования в образовательных, научных и консультационных организациях агропромышленного комплекса // В сборнике: Современные подходы дополнительного профессионального образования в подготовке кадров агропромышленного комплекса. — М.: РАКО АПК, 2021 — С. 110–119.

8. Корниенко, А. В., Можаев, Е. Е., Костомахин, Н. М., Костомахина, Е. Н. Оценка эффективности государственных вложений в НТП // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. — 2022. — № 8. — С. 16–24.

1. Shaitan, B. I., Novikov, V. G., Gorkin, A. V., Titov, N. L., Sharipov, S. A., Mozhaev, E. E. (2021). Dopolnitel’noe professional’noe obrazovanie spetsialistov APK i sel’skikh territorii: problemy, napravleniia diversifikatsii [Additional professional education of specialists of agro-industrial complex and rural territories: problems, directions of diversifi cation]. Moscow: RAKO APK. 619 p. (in Russian).

2. Sandu, I. S., Demishkevich, G. M., Ryzhenkova, N. E. (2022). Kadrovyi potentsial kak faktor innovatsionnogo razvitiia APK [Human Resources Potential as a factor of Innovative Development of the Agro-Industrial Complex]. Ekonomika, trud, upravlenie v sel’skom khoziaistve [Economy, Labor, Management in Agriculture]. No. 12, pp. 114–123 (in Russian).

3. Mozhaev, E. E. (2021). Problemy i prioritetnye napravleniia sovershenstvovaniia agrarnogo dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniia [Problems and priority areas for improving Agricultural Additional Professional Education]. Collection of abstracts on the results of the professorial forum 2020 "National Projects and the Professorial Community". Moscow, pp. 114–117 (in Russian).

4. Novikov, V. G. (2022). Sovershenstvovanie sistemy dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniia v interesakh integratsionnogo razvitiia APK i sel’skikh territorii Soiuznogo gosudarstva Belarusi i Rossii na proektnoi osnove [Improving the system of supplementary vocational education for the integration development of the agro-industrial complex and rural areas of the Union state of Belarus and Russia on a project basis]. Mezhdunarodnaia ekonomika [The World Economics]. No. 10, vol. 19, pp. 734–742. DOI: 10.33920/vne-04-221004 (in Russian).

5. Novikov, V. G., Shaitan, B. I., Mozhaev, E. E. et al. (2021). Sovremennye podkhody dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniia v podgotovke kadrov agropromyshlennogo kompleksa [Modern approaches to additional professional education in the training of personnel of the agro-industrial complex]. Moscow: RAKO APK. 300 p. (in Russian).

6. Kovalev, I. L., Kostomakhin, M. N. (2021). Vektory razvitiia i zarubezhnyi opyt informatsionnykh tekhnologii v agropromyshlennom komplekse Rossii i Belorussii [Development vectors and foreign experience of information technologies in the agro-industrial complex of Russia and Belarus]. Glavnyi zootekhnik [Head of Animal Breeding]. No. 1, pp. 49–62. DOI: 10.33920/sel-03-2101-06 (in Russian).

7. Shaitan, B. I. (2021). Sravnitel’nyi analiz rezul’tativnosti dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniia v obrazovatel’nykh, nauchnykh i konsul’tatsionnykh organizatsiiakh agropromyshlennogo kompleksa [Comparative analysis of the effectiveness of additional professional education in educational, scientific and consulting organizations of the agro-industrial complex]. In the collection: Modern approaches to additional professional education in the training of personnel of the agro-industrial complex. Moscow: RAKO APK, pp. 110–119 (in Russian).

8. Kornienko, A. V., Mozhaev, E. E., Kostomakhin, N. M., Kostomakhina, E. N. (2022). Otsenka effektivnosti gosudarstvennykh vlozhenii v NTP [The evaluation of the effectiveness of the state investment in STP]. Normirovanie i oplata truda v sel’skom khoziaistve [Rationing and Wages in Agriculture]. No. 8, pp. 16–24 (in Russian).

Дата поступления рукописи в редакцию: 12.02.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 03.03.2023.

Без разработки дальнейших мер по формированию и развитию новых подходов к дополнительному профессиональному образованию проблема обеспечения аграрной отрасли специалистами, ориентированными на инновационное преобразование сельского хозяйства на основе принципов импортозамещения и достижения параметров продовольственного и технологического суверенитета, существенно усугубится.

В ведении Минсельхоза России находится 21 учреждение дополнительного профессионального образования. Обучение за счет средств федерального бюджета в 2021 г. прошли 36,79 тыс. человек, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий — 23,7 тыс. человек. Из них: руководители сельскохозяйственных организаций — 3,2 тыс. человек; специалисты инженерной службы — 1,9 тыс.; экономисты — 0,9 тыс.; бухгалтеры — 1,7 тыс.; агрономы — 2,4 тыс.; зоотехники — 2,2 тыс.; специалисты ветеринарной службы — 4,3 тыс.; специалисты кадровой службы — 1,1 тыс.; руководители и специалисты организаций малых форм хозяйствования — 3,2 тыс.; работники сельского хозяйства, относящиеся к иным категориям, — 4,6 тыс. человек.

Система дополнительного профессионального образования играет особую роль в кадровом обеспечении и нацелена на решение задачи оперативного реагирования на потребности рынка труда в АПК, запросы работодателей и специалистов, формирование новых профессиональных компетенций.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

Для Цитирования:
Владимир Геннадьевич Новиков, Елена Владимировна Шестакова, Валерий Петрович Мелешкин, Андрей Борисович Худяков, К вопросу о роли дополнительного профессионального образования в развитии отечественной агросферы в условиях внешних вызовов. Международная экономика. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: