Наиболее общее и в то же время основное отличие ученого от педагога заключается в том, что профессиональная деятельность первого состоит в создании новых интерпретаций мира, природы человека, общества, культуры и т.п., а второго — в создании интерпретаций этих интерпретаций — для их адекватного преподнесения учащимся. Очевидно, что первое и второе существенно отличаются друг от друга. Два этих вида профессиональной деятельности (интерпретация и интерпретация интерпретации) предполагают различные типы дискурсов, требуют совершенно различных подходов; здесь можно говорить о том, что они связаны с задействованием принципиально различных составляющих интеллектуальных способностей личности [2; 3; 29].
В данном случае уместно вспомнить о том, что человек, в совершенстве, например, владеющий иностранным языком, не является превосходным преподавателем этого иностранного языка в силу одного только этого совершенного владения им. То же возможно сказать и обо всех других примерах и ситуациях: прекрасный пловец не обязательно хороший тренер по плаванию, наличие выдающихся музыкальных способностей у человека не предполагает однозначно, что он непременно является и выдающимся музыкальным педагогом и т.п. Кроме того (и это следует отметить особо), зачастую наблюдается противоположная картина: профессиональный пловец не может быть тренером по плаванию, выдающийся музыкант не может быть музыкальным педагогом, а в совершенстве владеющий иностранным языком не справляется с обязанностями преподавателя иностранного [1; 5; 28]. Продолжая эту линию и переходя к рассуждениям об ученом и педагоге, можно отметить, что вряд ли кто-то возьмется оспаривать утверждение о том, что человек с выдающимися математическими способностями, ученый-математик например, может быть плохим (или, как в последнее время принято говорить, неэффективным) преподавателем математики; равно как и наоборот — хороший преподаватель математики, например школьный учитель, отнюдь не являющийся ученым-математиком, может блестяще подготовить выпускников школы к поступлению в какой-нибудь серьезный технический вуз и тем самым вырастить именно выдающегося в будущем ученого-математика.