Статья поступила 06.09.2017 г.
Актуальность вопроса, вынесенного в заголовок статьи, определяется как минимум двумя фактами, требующими осмысления: во-первых, изменением путей трансляции информации и влияния на людей, во-вторых, реалиями постсекулярного общества, когда религия нередко ищет новые пути влияния, а человек хочет ассоциировать себя с религией, но варианты традиционного выбора его не привлекают (ситуация, традиционно выгодная для роста модернизма, но не только). Несмотря на появление целого ряда новых (как незнакомых, так и недавно появившихся) религиозных сообществ, они имеют ряд общих черт с тем, что пусть и не всегда идеально четко, именуется традиционными религиями и конфессиями.
И для традиционных религий и конфессий, для новых религиозных движений (далее — НРД) характерны:
1) традиционные технологии информационного воздействия, подразумевающие и традиционное отношение к знаку и тексту;
2) то, что мы назвали бы «семиопрагматической симметрией». Типичный пример: соответствие названия организации и содержания ее рекламы тому, чем она в действительности является и занимается, без расширений или сужений прагматического поля, требующих изменения и названия, и рекламного дискурса;
3) институционализированная организация, основными признаками которой являются эксплицитные, ясно прописанные нормы и правила, часто официально зафиксированные, а также процедуры, связанные с этими нормами и правилами, четко определенные формы организации и деятельности, установление системы санкций для поддержания норм и правил, создание строгой системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института, наконец, единообразная самоидентификация. Католическая или Православная церкви вполне являют показательный пример институализированности, сложившейся веками. Важной особенностью мы считаем институциональную комплементарность: когда механически используется скопированная институционализированная структура другой организации или одна организация (напр., какого-либо) психокульта одновременно используется как религиозная, поскольку сама деятельность при рассмотрении дела оказывается глубинно религиозной.