По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 298.9

К вопросу о религиозности в информационном обществе

Лебедев Владимир Юрьевич ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Россия, 170021, Тверь, ул. 2-я Грибоедова, 24, E-mail: holmez@yandex.ru
Безруков Андрей Львович ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Россия, 170021, Тверь, ул. 2-я Грибоедова, 24, E-mail: holmez@yandex.ru

В статье рассматривается вопрос о формах современной религиозности, в формате новых религиозных движений (НРД) и в новой для современной культуры форме неинституционализированных новых религиозных движений (ННРД). Поднимается вопрос о влиянии реалий информационного общества на возникновение и направление развития сегодняшней неинституционализированной религиозности и связанного с ней специфического мировоззрения в условиях внеконфессиональности и эпохи постсекуляризма.

Литература:

1. Безруков А.Л. Психотренинг как форма Новых Религиозных Движений / А.Л. Безруков, В.Ю. Лебедев // Актуальные проблемы православной теологии: сб. научн. трудов. — Вып. 3. — Тверь, 2015. — С. 18–28.

2. Гараджа В.И. Социология религии / В. А. Гараджа. — М.: Инфра-М, 2015. — 304 с.

3. Доусон К.Г. Боги революции / К.Г. Доусон. — СПб.: Алетейя, 2002. — 323 с.

4. Зиммель Г. Избранное: в 2-х томах / Г. Зиммель. — М.: Юрист, 1996. — Т. 1. Философия культуры. — 671 с.; Т. 2. Созерцание жизни. — 607 с.

5. Лебедев В.Ю. Религиоведение: учебник для бакалавров / В.Ю. Лебедев, А.М. Прилуцкий, В. Ю. Викторов. — М.: Юрайт, 2013. — 611 с.

6. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. В. Анисимова и Ю. В. Марковой; Отв. ред. и предисл. Н. А. Шматко. — М.: Прагматика культуры, 2002. — 160 с.

7. Прилуцкий А.М. Семиотика религии / А.М. Прилуцкий. — СПб.: Инкери, 2007. — 218 с.

8. Религиоведение: Энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2006. — 1256 с.

9. Синелина Ю. Религиозность в современной России [Электронный ресурс] / Ю. Синелина // Отечественные записки. — 2013. — № 1 (52). — Режим доступа: http:// www.strana-oz.ru/2013/1/religioznost-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 13.03.2017).

10. Эпштейн М.Н. Бедная религия. Минимальная религия / М. Н. Эпштейн // Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / Под ред. Тульчинского Г. Л., Эпштейна М. Н. — СПб.: Алетейя, 2003. — С. 29–32.

Статья поступила 06.09.2017 г.

Актуальность вопроса, вынесенного в заголовок статьи, определяется как минимум двумя фактами, требующими осмысления: во-первых, изменением путей трансляции информации и влияния на людей, во-вторых, реалиями постсекулярного общества, когда религия нередко ищет новые пути влияния, а человек хочет ассоциировать себя с религией, но варианты традиционного выбора его не привлекают (ситуация, традиционно выгодная для роста модернизма, но не только). Несмотря на появление целого ряда новых (как незнакомых, так и недавно появившихся) религиозных сообществ, они имеют ряд общих черт с тем, что пусть и не всегда идеально четко, именуется традиционными религиями и конфессиями.

И для традиционных религий и конфессий, для новых религиозных движений (далее — НРД) характерны:

1) традиционные технологии информационного воздействия, подразумевающие и традиционное отношение к знаку и тексту;

2) то, что мы назвали бы «семиопрагматической симметрией». Типичный пример: соответствие названия организации и содержания ее рекламы тому, чем она в действительности является и занимается, без расширений или сужений прагматического поля, требующих изменения и названия, и рекламного дискурса;

3) институционализированная организация, основными признаками которой являются эксплицитные, ясно прописанные нормы и правила, часто официально зафиксированные, а также процедуры, связанные с этими нормами и правилами, четко определенные формы организации и деятельности, установление системы санкций для поддержания норм и правил, создание строгой системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института, наконец, единообразная самоидентификация. Католическая или Православная церкви вполне являют показательный пример институализированности, сложившейся веками. Важной особенностью мы считаем институциональную комплементарность: когда механически используется скопированная институционализированная структура другой организации или одна организация (напр., какого-либо) психокульта одновременно используется как религиозная, поскольку сама деятельность при рассмотрении дела оказывается глубинно религиозной.

Для Цитирования:
Лебедев Владимир Юрьевич, Безруков Андрей Львович, К вопросу о религиозности в информационном обществе. Вопросы культурологии. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: