По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.51 DOI:10.33920/str-01-2201-01

К вопросу о реформировании российской системы ценообразования в строительстве

Е. Ю. Васильева канд, экон. наук, доцент, главный редактор журнала «Сметно-договорная работа в строительстве», E-mail: elena_vasilyeva_msc@mail.ru

Аннотация. В статье поднимается вопрос несовершенства базисно-индексного метода ценообразования в строительстве и его несостоятельности в современных российских условиях. Проведен сравнительный анализ методов ценообразования, рассмотрены шаги трансформации российской системы ценообразования в строительстве в 2016–2021 гг. и программа перехода на ресурсный метод в 2022–2030 гг.

Литература:

1. Фомина, М., Жундриков, А., Галактионова, А. Нерешенные проблемы ценообразования. Аналитический обзор // InfraOne Research. —2021.

2. Financial planning at small construction enterprises at the formation stage / N. G. Verstina, E. M. Akimova, T. N. Kisel et al. // International Journal of Economics and Financial Issues. — 2015. — Vol. 5. — No. 3S. — P. 217–223.

3. ЕМИСС. Государственная статистика. Средние цены на приобретенные строительными организациями основные материалы, детали и конструкции с 2017 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57724?fbcli d=IwAR1zodaAHhZ2pI0xjgqXECGUkZh_ZdoSL6h8-IxibiGvzdKTagbHQPNIHDs (дата обращения: 17.11.2021).

4. Васильева, Е. Ю. Ценообразование и оценка стоимости в строительстве // Сметно-договорная работа в строительстве. — 2021. — № 12 (202). — С. 4–12.

5. Принципы экономического анализа практик ценообразования на предмет их соответствия Закону о защите конкуренции. Разъяснения // Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс]. — URL: https://fas.gov.ru/ documents/575617 (дата обращения: 12.12.2021).

6. Минстрой России совершенствует систему ценообразования в строительной отрасли // Жилье и городская среда [Электронный ресурс]. — URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-sovershenstvuet-sistemutsenoobrazovaniya-v-stroitelnoy-otrasli/ (дата обращения: 12.12.2021).

7. Информационный портал // Посты канала Ценообразование в строительстве [Электронный ресурс]. — URL: https://obzor78.ru/posts/soyzsmet/7267 (дата обращения: 19.12.2021).

8. Чибисова, Е. Ю. Оценка финансовой эффективности инвестиционного проекта. — М.: Маркетинг, 2004. — 100 с. — ISBN 5-7856-0326-8.

9. Методика расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2019 г. № 326/пр).

10. Государственные расценки в строительстве // Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве: официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://fgisrf.ru/ (дата обращения: 17.12.2021).

11. Письмо Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России) от 22 октября 1993 г. № БЕ-19-21/12 «О концепции ценообразования в строительстве в условиях развития рыночных отношений».

12. Приказ Минстроя России от 21 июля 2021 г. № 500/пр «О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. № 841/пр» [Электронный ресурс]. — URL: file:///C:/Users/6145~1/AppData/Local/Temp/21.07.2021500pr.pdf.

13. Сметное нормирование: что будет с ценообразованием в строительстве в 2021 году // Финансовый Контроль и Аудит [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.fcaudit.ru/blog/smetnoe-normirovanie-chto-budet-s-tsenoobrazovaniem-vstroitelstve-v-nbsp-2021-nbsp-godu/ (дата обращения: 18.12.2021).

1. Fomina, M., Zhundrikov, A., Galaktionova, A. Unresolved problems of pricing. State-of-the-art review. InfraOne Research, release from 16.11.2021.

2. Financial planning at small construction enterprises at the formation stage. N.G. Verstina, E. M. Akimova, T. N. Kisel et al. International Journal of Economics and Financial Issues. 2015, vol. 5, no. 3S, рр. 217–223.

3. EMISS. State statistics. Average prices of the main materials purchased by the construction organizations, details and designs since 2017. Available at: https://www. fedstat.ru/indicator/57724?fbclid=IwAR1zodaAHhZ2pI0xjgqXECGUkZh_ZdoSL6h8IxibiGvzdKTagbHQPNIHDs (accessed: 17.11.2021).

4. Vasilyeva, E. Yu. Pricing and value assessment in construction. Budget-andcontracted work in construction. 2021, no. 12 (202), pp. 4–12.

5. The principles of the economic analysis of the practics of pricing regarding their compliance to the Marine life protection act of the competition. Explanations. Federal Antimonopoly Service: official site. Available at: https://fas.gov.ru/documents/575617 (accessed: 12.12.2021).

6. The Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation and the urban environment improves the system of pricing in the construction industry. Housing. Available at: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/minstroyrossii-sovershenstvuet-sistemu-tsenoobrazovaniya-v-stroitelnoy-otrasli/ (accessed: 12.12.2021).

7. Information portal. Posts of the Pricing channel in construction. Available at: https://obzor78.ru/posts/soyzsmet/7267 (accessed: 19.12.2021).

8. Chibisova, E. Yu. Assessment of the investment project financial performance. Moscow: Marketing. 2004, 100 p. ISBN 5-7856-0326-8.

9. Method of calculation of indexes of change of estimated cost of construction (approved by the Order of the Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation, June 5, 2019 No. 326/pr.).

10. State quotations in construction. FGIS CS. The Federal state information system of pricing in construction: official site. Available at: https://fgisrf.ru/ (accessed: 17.12.2021)

11. Letter of the State committee of the Russian Federation concerning architecture and construction (the State Committee for Construction of Russia), October 22, 1993 No. BE-19-21/12 "On the concept of pricing in construction in the conditions of development of the market relations".

12. Order of the Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation, July 21, 2021 No. 500/pr. "On modification of the Technique of drawing up the estimate of the contract which subject are construction, reconstruction of capital construction projects, approved as the order of the Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation of December 23, 2019 No. 841/ave". Available at: file:///C:/Users/6145~1/AppData/Local/Temp/21.07.2021-500pr.pdf.

13. Budget regulation: what will be the pricing in construction like in 2021. Financial control and Audit: Official site. Available at: https://www.fcaudit.ru/blog/ smetnoe-normirovanie-chto-budet-s-tsenoobrazovaniem-v-stroitelstve-v-nbsp2021-nbsp-godu/ (accessed: 18.12.2021).

Исследование, проведенное летом 2021 г. среди руководителей крупнейших строительных компаний РФ [1–3], выявило некоторые проблемы, мешающие развитию отрасли и благополучному финансовому состоянию компаний. Кроме того, руководители и специалисты строительных компаний недовольны существующей системой ценообразования. По их мнению, сметы, составленные в рамках использующейся в настоящее время системы, весьма далеки от реальных цен на строительные материалы, которые росли значительными темпами (чему была посвящена предыдущая публикация [4]). В итоге Федеральная антимонопольная служба [5] признала претензии по этому вопросу, а Минстрой России, ответственный за реформирование существующей системы, заявил, что скоро завершится переход на новую систему [6].

Определение сметной стоимости строительства или реконструкции объекта предполагает учет целого ряда затрат. К ним относятся: стоимость эксплуатации машин и механизмов; затраты на оплату труда; стоимость материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также иных видов работ (пусконаладочных, изыскательских, проектных). На практике они могут определяться следующими методами: базисно-индексным, ресурсно-индексным, ресурсным. От достоверности результатов расчета сметной стоимости, то есть их соответствия реально сложившемуся на рынке уровню цен, во многом зависят качество и своевременность выполнения работ и в конечном счете — эффективность инвестиционно-строительного проекта.

Существует как минимум три причины, обусловившие необходимость реформирования системы ценообразования в строительстве и перехода на иной метод.

Во-первых, в настоящее время каждый регион при составлении смет использует как Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН), Федеральные единичные расценки (ФЕР), так и Территориальные единичные расценки (ТЕР). При принятии изменений выявляются несовпадения. Процесс принятия изменений довольно длительный, в результате, например, по ФЕР появляются дополнительные расценки и нормы, а в ТЕР они еще отсутствуют, и применять их в соответствующей смете еще нельзя. Переход на иной, ресурсный метод ценообразования упростит и ускорит процесс принятия изменений, которые начнут входить в действие во всех регионах одновременно.

Для Цитирования:
Е. Ю. Васильева, К вопросу о реформировании российской системы ценообразования в строительстве. Сметно-договорная работа в строительстве. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: