Подготовка медицинских сестер в вузах России ведется с 1991 года. Естественно, что за прошедший период были сформированы и отработаны структура и содержание образовательной программы и определены должности, которые могут занимать выпускники факультетов высшего сестринского образования (ВСО) в системе здравоохранения. Но вектор развития высшего сестринского образования изменился. Это произошло в связи с подписанием Россией в 2003 году Болонской декларации. Вводимые в настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения разработаны с учетом нового вектора.
Основной целью подготовки медицинских сестер в высшей школе было реформирование сестринского дела, стремление изменить систему управления сестринской деятельностью и обеспечить отрасль квалифицированными специалистами, владеющими современными технологиями, способными на высоком уровне решать поставленные задачи.
В настоящее время в развитии отечественного сестринского образования идет новый этап, когда, наряду с традиционной моделью подготовки медицинских сестер в системе среднего профессионального образования, создается другая — университетского сестринского образования, направленная на подготовку медицинских сестер, обладающих не только базовыми профессиональными компетенциями, но также достаточными фундаментальными знаниями, создающими основу для дальнейшей самореализации. К сожалению, в практическом здравоохранении медицинские сестры с высшим образованием с трудом находят своё применение, поскольку в нормативных документах их место обозначено очень неясно. Однако в системе образования эти специалисты очень востребованы.
Да и в науке специалисты нашли свое применение и сегодня десятки сестер имеют ученую степень.
Нужна ли медицинская сестра с высшим образованием в России и какой функционал такой медицинской сестры отвечал бы тем целям, которые ставились при подготовке медицинских сестер с университетским образованием. Поделюсь одним из примеров компетенций медицинских сестер-бакалавров в европейских странах.