По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2110-09

К вопросу о реформировании компетенций медицинских сестер — «бакалавр»

Антюшко Тамара Дмитриевна старший преподаватель кафедры «Управление сестринской деятельностью» Медицинского института Российского университета дружбы народов, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, е-mail: Tamara.Antushko@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2945-3049

Реформы системы образования, проводимые в постсоветской России в рамках Болонского процесса, в своей концептуальной основе направлены на то, чтобы построить в РФ систему образования, аналогичную системам образования стран Запада. Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми.

Литература:

1. Орэм Д.Е. Сестринское дело: Понятия практики /Д.Е. Орэм (4-е изд.). Мосби Йеа Бук Инк., 1991; 112 с.

2. NANDA International. Определение знаний об уходе. www.nanda.org (по состоянию на 10 ноября 2017 года).

3. ВОЗ. Хронические заболевания не передаются от человека к человеку. Они имеют длительное течение и обычно медленно прогрессируют. (http://www.who.int/topics/noncommunicable_diseases/en/).

4. NANDA International. Сестринские диагнозы 2015–17: Определения и классификация, сентябрь 2014, Уилли-Блэквелл. https://tinyurl.com/y8lu8lql.

1. Orem D.Ye. Nursing: Concepts of Practice / D.E. Orem (4th ed.). Mosby Yea Book Inc., 1991; 112 p. (In Russian)

2. NANDA International. Definition of care knowledge. www.nanda.org (accessed November 10, 2017).

3. WHO. Chronic diseases are not spread from person to person. They have a long course and usually progress slowly. (http://www.who.int/topics/noncommunicable_diseases/en/).

4. NANDA International. Nursing Diagnoses 2015–17: Definitions and Classification, September 2014, Willie-Blackwell. https://tinyurl.com/y8lu8lql.

Подготовка медицинских сестер в вузах России ведется с 1991 года. Естественно, что за прошедший период были сформированы и отработаны структура и содержание образовательной программы и определены должности, которые могут занимать выпускники факультетов высшего сестринского образования (ВСО) в системе здравоохранения. Но вектор развития высшего сестринского образования изменился. Это произошло в связи с подписанием Россией в 2003 году Болонской декларации. Вводимые в настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения разработаны с учетом нового вектора.

Основной целью подготовки медицинских сестер в высшей школе было реформирование сестринского дела, стремление изменить систему управления сестринской деятельностью и обеспечить отрасль квалифицированными специалистами, владеющими современными технологиями, способными на высоком уровне решать поставленные задачи.

В настоящее время в развитии отечественного сестринского образования идет новый этап, когда, наряду с традиционной моделью подготовки медицинских сестер в системе среднего профессионального образования, создается другая — университетского сестринского образования, направленная на подготовку медицинских сестер, обладающих не только базовыми профессиональными компетенциями, но также достаточными фундаментальными знаниями, создающими основу для дальнейшей самореализации. К сожалению, в практическом здравоохранении медицинские сестры с высшим образованием с трудом находят своё применение, поскольку в нормативных документах их место обозначено очень неясно. Однако в системе образования эти специалисты очень востребованы.

Да и в науке специалисты нашли свое применение и сегодня десятки сестер имеют ученую степень.

Нужна ли медицинская сестра с высшим образованием в России и какой функционал такой медицинской сестры отвечал бы тем целям, которые ставились при подготовке медицинских сестер с университетским образованием. Поделюсь одним из примеров компетенций медицинских сестер-бакалавров в европейских странах.

Для Цитирования:
Антюшко Тамара Дмитриевна, К вопросу о реформировании компетенций медицинских сестер — «бакалавр». Медсестра. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: