Согласно программам обязательного медицинского страхования (ОМС), которые делятся на базовую, действующую на всей территории России, и территориальные, действующие в пределах субъекта РФ, медицинские учреждения обязаны бесплатно оказывать медицинскую помощь застрахованным лицам [1].
Для ведения деятельности в следующем году медицинское учреждение должно направить в территориальный фонд до 1 сентября текущего года уведомление о включении в реестр медицинских организаций [1; 2].
Медицинская помощь в соответствии с базовой и территориальной программами оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования. Средства ОМС направляются медучреждениям в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются в субъекте РФ тарифным соглашением. При этом они должны быть размещены на официальных сайтах уполномоченных органов субъектов РФ не позднее 14 календарных дней со дня их утверждения [1; 3].
В расчет тарифов включаются:
1) затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (услуг) и потребляемые в процессе ее предоставления, в частности:
• затраты на оплату труда персонала (в том числе начисления на выплаты по оплате труда), непосредственно участвующего в процессе оказания медицинской помощи (услуги): врачей, медсестер и др.;
• материальные запасы, потребляемые в процессе оказания медицинской помощи (услуги);
• затраты (амортизация) оборудования, используемого в процессе оказания медицинской помощи (услуги);
2) затраты, которые необходимы для обеспечения деятельности медучреждения в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медпомощи (услуги):
• затраты на коммунальные услуги;
• содержание объектов недвижимого имущества, эксплуатируемых в процессе оказания медицинской помощи (в том числе полученных по договору аренды или безвозмездного пользования);
• содержание объектов движимого имущества;