В современных экономических условиях популярность занятости граждан на интернет-платформах в нашей стране возрастает. Действительно, платформенная занятость — это удобный канал извлечения трудовых доходов для людей, которые испытывают трудности с поиском работы на традиционном рынке труда [1, с. 72]. Вместе с тем деятельность интернет-платформ, таких как «Яндекс Такси», «Uber», «FL» и других стала катализатором возникновения комплекса социальных и правовых проблем из-за отсутствия правового регулирования данных общественных отношений. Платформенная занятость порождает множество дискуссий и споров в научном сообществе о том, в каких все-таки отношениях состоят субъекты этой занятости.
Большое влияние на популярность платформенной занятости оказывает стремительная цифровизация экономики, которая в свою очередь порождает принципиально новые формы организации труда, одной из которых является труд посредством интернет-платформ или платформенный труд. Это относительно новая, нестандартная или гибридная форма занятости населения, которая бросает вызов классическим догмам трудового права. В данной конструкции участвуют не две стороны, как в трудовых отношениях (работник и работодатель), а как минимум три субъекта: интернет-платформа, заказчик и исполнитель.
Данные проблемы находятся в фокусе внимания как широкой общественности, так и профессионального юридического сообщества, что находит свое отражение в растущем количестве судебных споров.
Центральным и концептуальным вопросом, определяющим направление развития всего сектора, является правовая квалификация характера деятельности самих интернет-платформ. От его разрешения зависит правовой статус всех участников данных правоотношений. Компании-платформы занимают позицию, согласно которой их функционал ограничивается предоставлением информационно-посреднических услуг, объединяющих конечных исполнителей и заказчиков, и не является трудовыми отношениями, однако в мировом правовом поле и постепенно в России формируется принципиально иной подход.