Светлой памяти профессора Василия Ивановича Никитинского посвящается…
ОН ВЕСЬ — ДИТЯ ДОБРА И СВЕТА,
ОН ВЕСЬ — СВОБОДЫ ТОРЖЕСТВО!
А.А. Блок
В нашей действительности трудно говорить об эффективности правовых норм. На ум приходит следующий исторический пример: «Губернатор Ховен присутствовал в губернском правлении (во время оно) и когда, в споре, показали ему Свод, он взял его и сел на него, говоря: ну где же теперь ваш Закон?» [1]. В обыденной жизни предлагают использовать нормы трудового права более экстравагантным способом с использованием той же части тела. Специалисты выражаются гламурно, утверждая, что предписания трудового законодательства пока отдыхают. На наш взгляд, отдых затянулся. Необходимо разрабатывать и внедрять новые способы реализации норм трудового права. Вспомним, что еще в Указе Петра I от 17 апреля 1722 года говорилось: «… всуе законы писать, когда их не хранить, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти…» [2]. В связи с этим попытаемся высказать собственные позиции по пробуждению к жизни норм трудового права.
Начнем с повсеместного употребления термина «правоотношения». Очевидно, что правоотношения возникают после реализации в отношениях, определяющих предмет трудового права, его норм. Поэтому правильное применение рассматриваемого термина предполагает наличие способов, позволяющих отношениям перейти в разряд правоотношений. Данные способы образуют метод трудового права [3]. Применение указанных способов для возникновения правоотношений составляет содержание правового поведения, имеющего непосредственную связь с эффективностью правовых норм.
Видимо, существует необходимость дополнения предмета трудового права охранительными отношениями, в рамках которых работники будут самостоятельно защищать свои права. После заявления работодателю о такой защите, он не вправе привлекать работника к дисциплинарной ответственности до момента признания судом осуществления работником самозащиты противоречащей законодательству.