По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253:614.253.4:378.14

К вопросу о педагогическом воспитании студента-медика в аспектах этики и деонтологии

Скворцов В. В. д-р мед. наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, E-mail: vskvortsov1@ya.ru, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Тумаренко А. В. канд. мед. наук, ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Халилова У. А. клинический ординатор Российский университет дружбы народов, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, д. 1
Скворцова Е. М. врач общей практики, клиника «Медси» (Волгоградский филиал), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, д. 1
Луньков М. В. студент 6-го курса лечебного факультета ВолгГМУ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, д. 1

В статье рассматривается важный и всегда актуальный вопрос этического воспитания будущих специалистов системы здравоохранения. Специалистов, которым предстоит осуществлять профессиональную деятельность в системе «человек — человек».

Литература:

1. Двойников С. И. Теория сестринского дела / С. И. Двойников, Л. А. Карасева. — М., 2009. — 115 с.

2. Фатальникова Е. В. Профессиональная этика. — Краснодар, 2011. — С. 29–42.

3. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. — 5-е изд., перер., доп. Пер с венг. М. Алекса. — Будапешт: Изд-во Венгрии, 1988. — 338 с.

4. Харина В. Г. Этические аспекты в сестринском деле. — М., 2000. — С. 34–38.

Каждая профессия, в том числе профессия медика, имеет свои этические интересы. Если проанализировать кодексы медицинской этики [начиная с клятвы Гиппократа и кончая национальными кодексами, в том числе Этическим кодексом российского врача (1995), Этическим кодексом медсестры России (2010)], нельзя не заметить изменения их содержания.

Ныне увеличен перечень лиц, взаимоотношения с которыми подвергаются этической регламентации. Сегодня наряду с больными, врачами и медсестрами он включает обслуживающий персонал и общество.

Качественно по-новому формулируются обязанности медика — врача, медсестры, младшей медсестры, студентамедика. Их нельзя уже выразить просто и однозначно «помогать и не вредить». Медработник призван обеспечить качественную медицинскую помощь (уход), основанную на чувстве сострадания, уважения человеческого достоинства, стремясь к терапевтическому сотрудничеству с пациентом; уважать права своих коллег, иного обслуживающего персонала. Эта трансформация отражает изменения, которые произошли в общественном самосознании за последние десятилетия.

Медицинская этика — это наука, изучающая моральную сторону деятельности медработников, их моральные отношения и моральное сознание, связанные с исполнением профессиональных обязанностей (Ю. К. Субботин). Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение.

Еще Н. А. Семашко в 1945 году наметил контуры медицинской этики:

  • отношение медработника к больному;
  • отношение медработника к обществу;
  • отношения медицинских работников между собой.

Основными постулатами Этического кодекса медицинской сестры России (2010) являются следующие:

  1. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность медицинской сестры оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.
  2. Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня первейший профессиональный долг медицинской сестры. Думаем, что этот принцип является важнейшим не только в медицинской деятельности, но и в каждой другой трудовой сфере.
  3. Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного.
  4. Что касается эвтаназии, то есть преднамеренных действий медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, то Этический кодекс медицинской сестры говорит, что это ни в коем случае не допустимо, и даже по его просьбе.
  5. Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины «Прежде всего не навредить!».
  6. Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольны соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него.
  7. Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в преумножении знаний в своей профессии.
  8. Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет.

Ш. Смит описывает различные модели взаимоотношений «медсестра — пациент», но в принципиальном плане эти модели не отличаются от тех, что описаны для врача и пациента. В Этическом кодексе Американской ассоциации медсестер взаимоотношения медсестры и пациента рассматривается в рамках договорной модели, в связи с чем основной задачей медсестры является наилучший уход, основанный на уважении человеческого достоинства и уникальности каждой человеческой личности.

Для Цитирования:
Скворцов В. В., Тумаренко А. В., Халилова У. А., Скворцова Е. М., Луньков М. В., К вопросу о педагогическом воспитании студента-медика в аспектах этики и деонтологии. Медсестра. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: