Статья поступила 13.06.2022.
Один из главнейших уроков Великой Отечественной войны (прямые отголоски которой мы сегодня видим на Украине) — это выстраданное, отвоеванное нашими предками право (и одновременно обязанность) нашего государства суверенно-самостоятельно определять свое настоящее и свое будущее, свое национальное государственное, общественное, национально-культурное, нравственное мироустройство. Самостоятельно, а не по калькам мнимой «империи добра» — США, фондов типа соросовского или калькам из «Зеленой папки» Геринга (преступная программа экономического обеспечения войны нацистской Германии А. Гитлера по завоеванию мирового господства). Важнейшим результатом было то, что у нас появилась возможность дальше суверенно развиваться — не по калькам плана «Ольденбург» (части плана «Барбаросса») и прочих документов противника, который был и есть (и, увы, будет) настроен на уничтожение, физическое истребление русских, белорусов, украинцев, других народов нашей страны. И, может быть, нам пора переосмысливать этот итог сегодня. Частично в принципе в обществе уже начали это понимать.
Прошедшие с 1993 г., года принятия Конституции, по недавнее время годы можно назвать потерянным для отстаивания национальных интересов России временем.
Процессы внесения в 2020 г. поправок в Конституцию Российской Федерации актуализировали вопросы о мере должного в юридическом дизайне Конституции и конституционном дизайне государственности, в целом властеустройства.
Не существует выхолощенного, стерильного права, оно всегда воспринимает и наследует, реципирует какие-то традиции, исторические моменты, дух, цивилизационный уклад народа и т.д.
Как обоснованно указывал Г.В. Мальцев, «“стерильное” право — это не более чем плод воображения. Юридические нормы, точно так же как правовые институты, принципы, знания и т.д., несут более или менее определенную идеологическую нагрузку, в том смысле, что их содержание формируется социальными интересами»1. Аналогично не существует никаких унифицированных рафинированных форм государственности, оторванных от цивилизационного кода государствообразующего народа в данном конкретном государстве, от исторических духовно-нравственных, культурных, правовых традиций. Конституционное мироустройство (или иначе сегодня в конституционной правовой науке используется понятие как раз «конституционный дизайн»), определяемое базовым учредительным документом под названием «Конституция Российской Федерации», — это то, что каждое суверенное государство, каждый уважающий себя народ формирует для себя самостоятельно.