По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014.5

К вопросу о мониторинге эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования

Н.Я. Головецкий канд. экон. наук, декан факультета экономики и менеджмента, профессор, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», филиал в Красногорске
Л.Н. Мирошниченко канд. философ. наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, факультет экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», филиал в Красногорске
С.В. Колесникова канд. пед. наук, декан факультета государственного управления и права, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», филиал в Красногорске

В статье осуществлен анализ некоторых проблем, касающихся мониторинга эффективности деятельности образовательных учреждений высшего образования. Мониторинг проводится Министерством образования и науки РФ в течение трех лет и вызывает неоднозначную реакцию научно-педагогической и студенческой общественности. Авторы статьи уверены, что вопрос об эффективности частных вузов должны определять не чиновники министерства, а функционирующий рынок образовательных услуг. В статье подчеркнуто, что необходима дальнейшая научно-исследовательская работа по выявлению ключевых компонентов эффективности, ее критериев, показателей и пороговых значений.

Литература:

1. Беляев М.И. Эффективность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.milogiya2007.ru/micro27. htm.

2. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru/ monitoring.

3. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. – М.: «Альпина Паблишер», 2012.

4. Кошелева Ю.А. Неэффективное использование бюджетных средств // Финансовый справочник бюджетной организации. – 2012. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. gosfi nansy.ru/ journal/4201/63693.

5. Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных учреждений высшего образования 2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://indicators.miccedu. ru/monitoring/attach/%D0%90%D0%9A30_05%D0%B2%D0%BD_30.03.2015.pdf.

6. Перечень поручений по итогам заседания Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социальноэкономического развития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/ news/17502#sel=12:1,13:7.

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW; n=182943;div=LAW;dst=10 0062,0;rnd=0.7692470368929207.

Правительство РФ в июне 2015 г. в очередной раз отчиталось об успешном проведении мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, представив на соответствующих сайтах информационно-аналитические материалы1 .

В мониторинге приняли участие 968 государственных, негосударственных, муниципальных и региональных вузов и 1356 филиалов. При этом в соответствии с решением межведомственной комиссии от 3 июня 2014 г. был сформирован список из 1006 образовательных организаций, выполнивших менее четырех показателей мониторинга эффективности из семи, из них:

• 63 вуза и 477 филиалов образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также Правительства Российской Федерации;

• 14 вузов и 10 филиалов образовательных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальным образованиям;

• 159 частных вузов и 283 филиала.

Учредителям образовательных организаций высшего образования рекомендовано провести мероприятия по повышению эффективности их деятельности с учетом рекомендаций рабочих групп межведомственной комиссии, включающие в том числе оптимизацию деятельности и (или) реорганизацию, и (или) кадровые решения в отношении руководящего состава таких образовательных организаций2 . Однако представленные в документе данные вызывают у научно-педагогической и студенческой общественности массу недоуменных вопросов3 , которые, на наш взгляд, требуют публичного обсуждения.

Прежде всего, поражает цифра: 42,3% проверенных вузов выполнили менее четырех показателей мониторинга эффективности, т.е., фактически отнесены к неэффективным, хотя Минобрнауки РФ отказалось от термина «неэффективные вузы». Эта цифра заставляет задуматься: или вузы в нашей стране действительно такие плохие, то их пора … (см. рекомендации выше), или Минобрнауки «лукавыми» цифрами пытается представить вузы таковыми. Показательным является то, что, выступая на апрельской (2015 г.) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, глава Минобрнауки РФ Д. Ливанов заявил: «В результате у нас останется ровно столько вузов, сколько могут дать качественное образование». К слову, за последние два года 500 российских вузов были исключены из реестра лицензий. «Дальше предстоит проверить еще примерно тысячу организаций. По результатам станет ясно, сколько вузов останется на рынке», – заключил министр4 . Создается впечатление, что министр Д. Ливанов взял на себя функцию «невидимой руки рынка», о которой в свое время образно писал классик экономической науки А. Смит, и заменил ее «железной рукой Минобрнауки». То есть не рынок образовательных услуг будет определять, сколько и какие вузы нужны абитуриентам, а чиновники из Минобрнауки.

Для Цитирования:
Н.Я. Головецкий, Л.Н. Мирошниченко, С.В. Колесникова, К вопросу о мониторинге эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. Юрист ВУЗа. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: