Обеспечение системы здравоохранения медицинскими работниками — одна из главных составляющих государственной политики, основа реализации принципов общественного здоровья, установленных п. 1, п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1]. Очевидно, что без высококвалифицированного медицинского персонала функционирование системы здравоохранения невозможно. Кадровый голод — проблема, которая остро стоит перед отраслью не одно десятилетие. И коренится она, по нашему мнению, прежде всего, в отсутствии четкого правого регулирования системы подготовки медицинских кадров.
Напомним, что статья 82 Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон № 273-ФЗ) предусматривает особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования на всех уровнях и во всех видах профессионального образования [2]. Таким образом, законом выделяется специальное медицинское образование, при этом, подзаконное правовое регулирование данной отраслеориентированной деятельности несистемно, что вносит соответствующие проблемы при реализации института подготовки медицинских кадров.
Очевидно, что медицинское образование, как основа института подготовки медицинских кадров, не может быть отнесено исключительно к образовательным правоотношениям и образовательному праву. При осуществлении правового регулирования подготовки медицинских кадров первичным выступают публично-правовые интересы, а образовательные правоотношения имеют четко обозначенный отраслевой характер. Именно на это указывает выделение Законом № 273-ФЗ программ медицинского образования и фармацевтического образования в отдельный вид профессиональных образовательных, имеющих особенности при их реализации.
Принимая во внимание значимость института, логично рассматривать его с позиций административного права. Тем более, что общее регулирование реализации образовательных программ курирует Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. А управление системой подготовки медицинских кадров возложено на Министерство здравоохранения Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим как функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, так и функции по организации среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования [5].