Статья поступила 10.07.2022.
Н.В. Гоголь — фигура непростая для истолкования вследствие множества факторов: сложности личности, духовной и творческой эволюции, непроясненности ряда эпизодов биографии и т.п.
Традиция неоднозначного восприятия Гоголя была заложена им самим. Он сам признавал противоречивость своей натуры: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно. У вас почитают меня своенравным. <...> Здесь меня называют смиренником, идеалом кроткости и терпения. В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый, в другом угрюмый, задумчивый, неотесанный и проч., в третьем — болтлив и докучлив до чрезвычайности. У иных — умен, у других — глуп...»1 — пишет он матери чуть ли не с удовлетворением — и при этом внутренне жаждет понимания. К попыткам расшифровать себя, растолковать свои произведения (не всегда успешным) можно отнести, например, чтения Гоголем своих текстов актерам, автокомментарии («Театральный разъезд после представления новой комедии») и пр.2.
Неоднозначной фигурой Гоголь предстает в глазах современников. Л.И. Арнольди в воспоминаниях «Мое знакомство с Гоголем» писал: «Многое казалось нам в нем необъяснимым и загадочным. Как, например, согласить его постоянное стремление к нравственному совершенству с его гордостию, которой мы все были не раз свидетелями? его удивительно тонкий, наблюдательный ум, видный во всех его сочинениях, и вместе с тем, в обыкновенной жизни, какую-то тупость и непонимание вещей самых простых и обыкновенных? <...> одним словом, нашли бездну противоречий, которые, казалось, трудно было и совместить в одном человеке»3.
Самая внешность Гоголя была трактована Д.С. Мережковским как нечто ускользающее от оценки: «”Птица”, “карл”, ”демон”, карикатура, призрак, что-то фантастическое, только не человек или, по крайней мере, не совсем человек»4. Свою внешнюю неуловимость Гоголь отмечал и сам: «У меня по дням бывают различные лица, да иногда и на одном дне несколько совершенно различных выражений»5.