Вхождение России в число крупнейших экономик мира, создание в базовых отраслях высокотехнологичных предприятий, цифровизация национальной экономики и необходимость массового внедрения технологических инноваций предъявляют новые требования к кадровому потенциалу страны, так как повышение производительности труда и обеспечение высоких темпов экономического роста невозможно без изменения качества рабочей силы. В связи с этим квалификация работников, ее качественная характеристика и уровень играют существенную роль в достижении поставленных задач по формированию инновационной экономики России.
Подтверждением указанного являются и те нормативные правовые акты, которые были приняты за последнее время.
КС РФ в постановлении от 14.11.2018 № 41-П указал, что оценка соответствия выполняемой работе (занимаемой должности) лиц, занятых одинаковой профессиональной деятельностью (занимающих одинаковые должности), должна осуществляться с использованием одинаковых критериев, позволяющих принимать во внимание результаты профессиональной деятельности работников и их отношение к труду, их деловые качества, а не основываться исключительно на факте отсутствия у работника требуемого профессионального образования.
Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р подчеркивается, что эффективно функционирующий рынок требует качественных изменений в структуре рабочей силы, повышении производительности труда, поскольку научно-технический прогресс и развитие инновационных технологий требуют постоянного развития профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций наемных работников.
Для решения стратегической задачи государственной социальноэкономической политики Российской Федерации — формирование конкурентоспособной институциональной среды в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: разработан Минэкономразвития России — в том числе указывается на необходимость создания современной национальной системы квалификаций (НСК), адекватной требованиям рынка труда и экономики[1].