«Истинная ценность человека измеряется в тех вещах, к которым он стремится»
Марк Аврелий
Ценности играют важную роль не только в жизни людей, но и в деятельности организаций. Благодаря ценностям получается выстроить здоровую бизнес-среду, сформировать корпоративную культуру, добиться реализации миссий компаний. Во многом ценности организаций демонстрируют уровень их корпоративной социальной ответственности, содействуют формированию позитивного имиджа и устойчивому развитию. Личные и корпоративные ценности как взаимосвязаны, так и имеют свои особенности. Личные ценности отражают субъективные убеждения и принципы, которые изначально формируются в семье и близком окружении. Под личными ценностями понимаются духовно-нравственные начала, которыми руководствуется человек, основываясь во многом на морали (и/или религии. — Прим. авт.). По своей сути они являются внутренними установками человека и прямо зависят от воспитания, образования, личного опыта и мировоззрения. К личным ценностям могут относиться, например, жизнь, здоровье, самореализация, семья, мастерство, профессионализм и т. д. [1]. В отличие от личных ценностей, корпоративные формируются и утверждаются на локальном уровне руководителем организации и представляют собой основополагающие и руководящие начала, принципы, которые значимы для конкретной организации и применяются ей во внутренних и внешних отношениях. Нередко личные ценности и корпоративные совпадают. В таком случае работа в компании не вызывает когнитивный диссонанс [2]. Напомним, что когнитивный диссонанс представляет собой состояние напряжения, дискомфорт, с которым человек сталкивается, если ему приходится поступать вразрез со своими внутренними убеждениями, принципами, или когда человек одновременно старается придерживаться противоположных друг другу убеждений. Примером может служить ситуация, когда работник стремится быть лидером, но в то же время не торопится проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Впервые понятие когнитивного диссонанса было введено в научный оборот в 1957 г. Леоном Фестингером. Он справедливо сделал вывод о том, что люди всегда обосновывают свои поступки и для них важно достижение внутреннего равновесия между мотивами и информацией, получаемой извне [3].