По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

К вопросу о конституционной гарантии минимального размера оплаты труда

Е. О. Павлова институт государственного и международного права, ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет» (УрГЮУ), г. Екатеринбург

В данной статье рассматривается гарантия на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда, особенности ее реализации. Приведены данные статистики о минимальном размере оплаты труда. Автором рассмотрены проблемы реализации гарантии минимальной оплаты труда и пути решения данных проблем.

Литература:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О минимальном размере оплаты труда» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ (ред. от 22.06.2007) «О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда” и другие законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Постановление Правительства РФ от 08.12.2017 № 1490 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2017 года» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Определение Верховного Суда РФ от 30.08.2013 № 93-КГПР13-2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sudact.ru/vsrf/doc/tmPKiczM7Yd5/ (дата обращения 20.03.2018).

Конституцией Российской Федерации гарантировано право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Одним из наиболее эффективных способов государственного регулирования оплаты труда является установление минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), гарантированного государством (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. 133 Трудового кодекса РФ). Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории России федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Установление МРОТ является важным элементом политики государства, направленным на обеспечение потребностей трудящегося населения и их семей, на защиту работника при определении цены рабочей силы, а также на борьбу с нищетой. Как следует из анализа статей Трудового кодекса РФ, основой для определения размера МРОТ является величина прожиточного минимума (потребительской корзины).

Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлено, что величина прожиточного минимума на душу населения определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Из анализа данных о размере МРОТ и прожиточного минимума следует значительный отрыв данных показателей: так, согласно постановлению Правительства РФ от 08.12.2017 № 1490 величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения за III квартал 2017 г. составляет 11 160 руб., вместе с тем Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что с 01.01.2018 МРОТ в России составляет 9489 руб.

Таким образом, размер МРОТ составляет 85 % прожиточного минимума, даже при том, что последний основан на минимально допустимых размерах потребительской корзины, без учета того, что у трудящегося могут быть иждивенцы. Имеет место некоторое несоответствие гарантий, установленных абз. 1 ст. 133 ТК РФ, и существующих реалий.

Для Цитирования:
Е. О. Павлова, К вопросу о конституционной гарантии минимального размера оплаты труда. Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: