В ходе учебных занятий именно урок выступает главным фактором, определяющим изменение работоспособности школьников [7, 11]. С позиций гигиены оптимальной считают такую организацию урока, которая дает максимальный учебный эффект при сохранении устойчивого уровня работоспособности школьников, не приводит к перегрузке и способствует гармоничному развитию и сохранению здоровья.
В отличие от традиционных уроков в обучающей электронной среде мобилизуются все основные каналы восприятия новой информации — визуальный, слуховой и моторный. Наглядность цифровых технологий, простота использования развивает творческие способности детей, создает положительную мотивацию к самообразованию. Уроки приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно. Наряду с этим отмечается высокая плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся [3, 8]. Создаются информационные перегрузки мозга, усугубляющиеся дефицитом времени и высоким уровнем мотивации школьника. В этих условиях гигиенически рациональная организация школьного урока приобретает особую актуальность: дает возможность предупредить быстрое развитие утомления и длительно поддерживать оптимальный уровень функционального состояния, умственной работоспособности школьников.
Согласно санитарному законодательству, нормируемыми характеристиками организации урока являются плотность урока (процент времени, затраченного непосредственно на учебную работу); непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности (ВУД) (письмо, чтение, опрос, работа с электронными средствами обучения (ЭСО) и т. п.), определяющая количество ВУД; непрерывная и суммарная продолжительность применения ЭСО, наличие физкультминуток, перерывов, офтальмотренажа. Следует подчеркнуть, что изучение и обоснование гигиенических показателей организации урока, ставших основой для санитарного законодательства, было проведено прежде всего для начальной школы [1, 4, 6].
Целью исследования было определение критериев для гигиенической оценки урока в условиях цифровой среды на основе динамики показателей функционального состояния организма учащихся.