По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.95.371.7

К вопросу о гигиенической оценке школьного урока

И. Э. Александрова ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей», Москва, канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков, ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей», Москва, е-mail: accialex@yandex.ru
С. А. Уланова ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования Республики Коми, Сыктывкар, д-р биол. наук, доцент, директор ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования Республики Коми, Сыктывкар, е-mail: ulanova.sv@gmail.com

Ухудшение состояния здоровья современных школьников определяет необходимость гигиенической рационализации организации учебного процесса, в том числе школьного урока. Целью исследования было определение критериев для гигиенической оценки урока в условиях цифровой среды на основе динамики показателей функционального состояния организма учащихся. Предложен метод гигиенической оценки современного урока, который может быть востребован как в работе органов Роспотребнадзора, так и администрации образовательного учреждения.

Литература:

1. Агарков  В. И.  Гигиенические основы нормирования умственной нагрузки младших школьников: Автореф. дисс. … д-ра мед. наук. — Ростов-н/Д, 1987. — 40 с.

2. Баранов  А. А.  Состояние здоровья детей в  Российской Федерации // Педиатрия.  — 2012.  — Т. 91, № 3. — С. 9–14.

3. Кондаков  А.  Новые форматы организации образовательного процесса [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://press.prosv.ru/2013/06/novyie-formatyi-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa/ (дата обращения 12.01.2017).

4. Организация деятельности врача по гигиене детей и подростков, осуществляющего медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации. — СПб., 2017. — 77 с.

5. Профессиональный риск для  здоровья работников: руководство / под  ред. Н. Ф.  Измерова и Э. И. Денисова. — М.: Тровант, 2003. — 448 с.

6. СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». — М., 2011.

7. Степанова  М. И.  Гигиеническая оценка трудности уроков в  начальной школе // Гигиена и  санитария. — 1984. — № 12. — С. 67–69.

8. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. — М., 2005. — 268 с.

9. Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Поленова М. А. Заболеваемость и умственная работоспособность московских школьников // Гигиена и санитария. — 2014. — № 3. — 64–67.

10. Унифицированная методика гигиенического изучения организации условий и режима учебных занятий с использованием компьютеров. Методические рекомендации / под ред. Г. Н. Сердюковской. — М., 1987. — 91 с.

11. Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С. М. Громбаха. — М.: Медицина. — 1988. — 272 с.

В ходе учебных занятий именно урок выступает главным фактором, определяющим изменение работоспособности школьников [7, 11]. С позиций гигиены оптимальной считают такую организацию урока, которая дает максимальный учебный эффект при сохранении устойчивого уровня работоспособности школьников, не приводит к перегрузке и способствует гармоничному развитию и сохранению здоровья.

В отличие от традиционных уроков в обучающей электронной среде мобилизуются все основные каналы восприятия новой информации — визуальный, слуховой и моторный. Наглядность цифровых технологий, простота использования развивает творческие способности детей, создает положительную мотивацию к самообразованию. Уроки приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно. Наряду с этим отмечается высокая плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся [3, 8]. Создаются информационные перегрузки мозга, усугубляющиеся дефицитом времени и высоким уровнем мотивации школьника. В этих условиях гигиенически рациональная организация школьного урока приобретает особую актуальность: дает возможность предупредить быстрое развитие утомления и длительно поддерживать оптимальный уровень функционального состояния, умственной работоспособности школьников.

Согласно санитарному законодательству, нормируемыми характеристиками организации урока являются плотность урока (процент времени, затраченного непосредственно на учебную работу); непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности (ВУД) (письмо, чтение, опрос, работа с электронными средствами обучения (ЭСО) и т. п.), определяющая количество ВУД; непрерывная и суммарная продолжительность применения ЭСО, наличие физкультминуток, перерывов, офтальмотренажа. Следует подчеркнуть, что изучение и обоснование гигиенических показателей организации урока, ставших основой для санитарного законодательства, было проведено прежде всего для начальной школы [1, 4, 6].

Целью исследования было определение критериев для гигиенической оценки урока в условиях цифровой среды на основе динамики показателей функционального состояния организма учащихся.

Для Цитирования:
И. Э. Александрова, С. А. Уланова, К вопросу о гигиенической оценке школьного урока. Санитарный врач. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: