Задачей гигиенической регламентации педагогического процесса в современной школе является создание условий и организации обучения, которые обеспечивают всестороннее развитие школьников, сохраняют на высоком уровне их умственную работоспособность, т. е. в конечном счете способствуют сохранению здоровья обучающихся.
Несмотря на постоянную модернизация системы образования, основной структурной единицей образовательного процесса остается урок, встроенный в систему учебного расписания. В гигиенически оптимальной структуре учебного расписания заключен потенциальный резерв здоровьесберегающей составляющей организации образовательного процесса, от которой зависит поддержание высокой работоспособности, оптимального функционального состояния организма (ФСО), отсутствие чрезмерного утомления и гармоничное развитие школьников. В гигиене детей и подростков на протяжении десятилетий проводились исследования, касающиеся изучения учебного процесса в школе, нормирования трудности учебных занятий, их утомительности, построения учебного расписания [1–3, 6, 9].
Реалии жизни современной школы таковы, что на построение учебного расписания влияет множество факторов, зависящих в том числе от возможностей педагогов и администрации.
Наряду с этим показатели здоровья современных школьников, проводящих в условиях образовательной организации не менее трети суток, имеют отчетливые негативные тенденции [4, 11]. Известно, что вклад комплекса факторов внутришкольной среды в изменчивость показателей здоровья обучающихся, по данным разных авторов, составляет до 40 %. Из указанного комплекса наибольшую факторную нагрузку несут показатели, связанные с организацией образовательного процесса, в том числе учебного расписания, притом что эти факторы являются наиболее управляемыми и их оптимизация не требует особых материальных затрат [5, 7, 15].
Целью нашего исследования были анализ и гигиеническая оценка учебных расписаний общеобразовательных организаций г. Москвы, а также изучение взаимосвязи между гигиенической рациональностью учебного расписания и показателями функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) организма учащихся.