По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.95.371.7

К вопросу о гигиенической оценке школьного расписания

Александрова Ирина Эрнстовна канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания детей и подростков, федеральное государственное автономное учреждение «Национальный научно-практический центр здоровья детей», Москва, Е-mail: accialex@yandex.ru
Шумкова Татьяна Владимировна канд. мед. наук, старший научный сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания детей и подростков, федеральное государственное автономное учреждение «Национальный научно-практический центр здоровья детей», Москва, Е-mail: shumkova_tv@mail.ru
Степанова Марина Исааковна д-р мед. наук, зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания детей и подростков, федеральное государственное автономное учреждение «Национальный научно-практический центр здоровья детей», Москва, Е-mail: mi_stepanova@mail.ru

Негативные тенденции в состоянии здоровья современных учащихся образовательных учреждений обуславливают необходимость активизации деятельности по оптимизации факторов внутришкольной среды, в том числе структуры учебного расписания. Целью исследования был анализ учебных расписаний школ Москвы и оценка взаимосвязи между гигиенической рациональностью учебного расписания и показателями функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) организма. Выявлена значительная доля нарушений, и определены наиболее типичные ошибки в построении расписаний. С позиций доказательной медицины оценили риск и степень обусловленности развития выраженного утомления в динамике учебного дня при обучении в условиях нерационально составленного расписания, что актуализирует работу органов Роспотребнадзора и администрации образовательного учреждения в этом направлении.

Литература:

1. Агарков В. И. Гигиенические основы нормирования умственной нагрузки младших школьников: автореф. дисс. … д-ра мед. наук. — Ростов-н/Д, 1987. — 40 с.

2. Александрова И. Э., Степанова М. И., Седова А. С. Регламентация учебной нагрузки как фактор сохранения здоровья школьников // Школа здоровья. — № 2009. — № 1. — С. 15–24.

3. Александрова И. Э. Оптимизация гигиенической оценки учебного расписания в школе // ЗНИСО. — 2015. — № 8. — С. 23–27.

4. Баранов А. А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. — 2012. — Т. 91, № 3. — С. 9–14.

5. Богомолова Е. С., Шапошникова М. В., Бадеева Т. В., Ашина М. В., Котова Н. В., Ковальчук С. Н. Оценка санитарно-гигиенического благополучия и здоровья учащихся в образовательных учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса // Медицинский альманах. — 2014. — № 4 (34). — С. 90–92.

6. Суворова А. В., Якубова И. Ш., Иванова Н. П. Гигиена учебного процесса и состояние здоровья школьников при блочно-модульном обучении: монография. — СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2014. —160 с.

7. Гозак С. В., Елизарова Е. Т., Парац А. Н. Способ оценки здоровьесберегающей функции организации учебного процесса в общеобразовательных школах: сб. науч. тр. // Здоровье и окружающая среда. — Минск, 2014. — Т. 2. (вып. 2). — С. 77–81.

8. Профессиональный риск для здоровья работников: руководство / под ред. Н. Ф. Измерова и Э. И. Денисова. — М.: Тровант, 2003. — 448 с.

9. Рябенко Т. Неправильно составленное расписание уроков в школе — штраф до 150 000 рублей // СЭС. — 2015. — № 8. — С. 17–21.

10. СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». — М., 2011.

11. Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Поленова М. А. Заболеваемость и умственная работоспособность московских школьников // Гигиена и санитария. — 2014. — № 3. —С. 64–67.

12. Унифицированная методика гигиенического изучения организации условий и режима учебных занятий с использованием компьютеров: методические рекомендации / под ред. Г. Н. Сердюковской. — М., 1987. — 91 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2016. — 48 с.

14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

15. Lai, H.-R., Chou, W.-L., Miao, N.-F., Wu, Y.-P., Lee, P.-H. and Jwo, J.-C. (2015), A Comparison of Actual and Preferred Classroom Environments as Perceived by Middle School Students // Journal of School Health, 85: 388–397. doi: 10.1111/josh.12263.

Задачей гигиенической регламентации педагогического процесса в современной школе является создание условий и организации обучения, которые обеспечивают всестороннее развитие школьников, сохраняют на высоком уровне их умственную работоспособность, т. е. в конечном счете способствуют сохранению здоровья обучающихся.

Несмотря на постоянную модернизация системы образования, основной структурной единицей образовательного процесса остается урок, встроенный в систему учебного расписания. В гигиенически оптимальной структуре учебного расписания заключен потенциальный резерв здоровьесберегающей составляющей организации образовательного процесса, от которой зависит поддержание высокой работоспособности, оптимального функционального состояния организма (ФСО), отсутствие чрезмерного утомления и гармоничное развитие школьников. В гигиене детей и подростков на протяжении десятилетий проводились исследования, касающиеся изучения учебного процесса в школе, нормирования трудности учебных занятий, их утомительности, построения учебного расписания [1–3, 6, 9].

Реалии жизни современной школы таковы, что на построение учебного расписания влияет множество факторов, зависящих в том числе от возможностей педагогов и администрации.

Наряду с этим показатели здоровья современных школьников, проводящих в условиях образовательной организации не менее трети суток, имеют отчетливые негативные тенденции [4, 11]. Известно, что вклад комплекса факторов внутришкольной среды в изменчивость показателей здоровья обучающихся, по данным разных авторов, составляет до 40 %. Из указанного комплекса наибольшую факторную нагрузку несут показатели, связанные с организацией образовательного процесса, в том числе учебного расписания, притом что эти факторы являются наиболее управляемыми и их оптимизация не требует особых материальных затрат [5, 7, 15].

Целью нашего исследования были анализ и гигиеническая оценка учебных расписаний общеобразовательных организаций г. Москвы, а также изучение взаимосвязи между гигиенической рациональностью учебного расписания и показателями функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) организма учащихся.

Для Цитирования:
Александрова Ирина Эрнстовна, Шумкова Татьяна Владимировна, Степанова Марина Исааковна, К вопросу о гигиенической оценке школьного расписания. Санитарный врач. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: