В Российской Федерации, как и во всем мире, детство признается важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки несовершеннолетних к полноценной жизни. ХХI век ознаменовался тем, что социальная политика российского государства направлена преимущественно на всеобъемлющую социальную защиту всех категорий населения, и в частности детей — с ограниченными возможностями.
Данный вопрос в политике государства сегодня является одним из приоритетных. Свидетельством тому может служить Федеральный Закон о ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, который направлен на обеспечение полного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав [7, с.88–90].
Начало практической реализации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями было положено Указом Президента РФ от 14.09.1995 г. № 942, который вводил в жизнь Национальный план действия в интересах детей [2]. В нем определены основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. В Указе впервые закреплены основополагающие регулирования деятельности учреждений, осуществляющих социальную помощь детям, оказавшимся в особо трудных условиях.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2016–2020 годы всеми заинтересованными ведомствами совместно с общественными организациями инвалидов реализуются мероприятия, направленные на повышение уровня качества реабилитационных услуг, на обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и трудового устройства людей с ограниченными возможностями.
Так, в структуру реабилитационного пространства входит достаточное количество субъектов, представляющих ее институциональную составляющую: институты образования, здравоохранения, социальной защиты, семьи, а также, общественные формирования1 . Среди субъектов социальной реабилитации следует выделить государственные, муниципальные и общественные (гражданские) формирования. Каждая из этих структур выполняет комплекс довольно четко оформленных задач и функций по реабилитации детей с ограниченными возможностями.