В течение последних 15 лет в мире констатируется пандемия хронической болезни почек (ХБП). По данным международных популяционных исследований [1, 2], 10–14 % населения в мире страдают ХБП. В связи с высокой распространенностью и неблагоприятным прогнозом ХБП признаются одной из ведущих проблем современного здравоохранения.
Социальный контекст и социальные механизмы формирования заболеваемости, продолжительности жизни и смертности населения определяют медико-демографическую ситуацию как на глобальном, так и на региональном уровнях. Социальные предикторы вносят значимый вклад в показатели общественного здоровья — заболеваемости, инвалидизации и смертности населения [3].
Право на здоровье во всех его формах и на всех уровнях содержит право на доступность медицинской помощи без какой бы то ни было дискриминации [4]. Статья 14 Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека: «Ввиду того, что достижение наивысших возможных стандартов здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия по признаку расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения, прогресс в области науки и техники должен способствовать: доступу к качественным медицинским услугам и важнейшим лекарствам… поскольку здоровье имеет важнейшее значение для самой жизни и должно рассматриваться в качестве общественного и человеческого блага» [5].
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 18.01.2012 № 17н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология»" [6] оптимальным является наличие одного нефролога амбулаторного приема на 50 тыс. населения. К примеру, в Саратовской области потребность составляет около 50 нефрологов, фактически в амбулаторной сети работает 6 нефрологов. Подобная ситуация наблюдается в большинстве регионов страны за исключением Московской и Ленинградской областей. Дефицит специалистовнефрологов неблагоприятно сказывается на доступности нефрологической помощи, проведении нефропротективной терапии, что приводит к более быстрому прогрессированию снижения клубочковой фильтрации и, как следствие, более раннему появлению необходимости заместительной почечной терапии.