По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22 DOI:10.33920/pol-2-2507-01

К вопросу о достаточности правового регулирования цифрового профиля работника*

Кучина Юлия Александровна доцент кафедры трудового права, ФГБОУ ВО УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева, доцент, кандидат юридических наук, 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21, E-mail: kuchinau@mail.ru

В работе рассмотрены правовые основы внедрения нового цифрового инструмента в сфере управления персоналом — цифрового профиля работника. Автор приходит к выводу, что законодательство о защите информации и персональных данных в настоящее время позволяет обеспечивать функционирование цифрового профиля работника, однако нуждается в доработке, прежде всего, относительно определения правовых требований к использованию автоматизированных способов обработки информации в целях большей защиты трудовых прав работников и повышения качества их трудовой жизни.

Литература:

1. Егорова Э. Цифровой профиль сотрудника. Зачем бизнесу понадобился новый инструмент и какой от него толк// Директор по персоналу. 2021. № 10. — URL: https://e.hrdirector.ru/925652 (дата обращения: 01 июля 2025 г.).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2024 г. № 1510 «О проведении эксперимента по апробации правил и условий въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» // СЗ РФ.2024 г. № 47. Ст. 7114.

3. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года (утв. Правительством Российской Федерации)// СПС Гарант.

4. Минобрнауки хочет готовить квалифицированные иностранные кадры для работы в РФ — URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2025/03/24/1099703-minobrnaukihochet-gotovit-kvalifitsirovannie-inostrannie-kadri (дата обращения: 02 июля 2025).

5. Пульс-платформа полного HR- цикла управления талантами от Сбера- URL: https:// lifel.ru/sber-pulse (дата обращения: 03 июля 2025).

6. ПМЭФ 2025. «Оператор Газпром ИД» презентовала ряд цифровых продуктов — URL: https://www.rbc.ru/industries/videos/685ad6c59a794705b242da80 (дата обращения: 03 июля 2025).

7. Омский педагогический: новые образовательные форматы и цифровая трансформация — URL: https://omgpu.ru/news/omskiy-pedagogicheskiy-novye-obrazovatelnyeformaty-i-cifrovaya-transformaciya (дата обращения: 03 июля 2025).

8. Имгрунт С.И. Правовое регулирование в условиях цифровизации: проблемы и перспективы // Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 2. С. 130. https://doi. org/10.22394/2074-7306-2022-1-2-129-134.

9. Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»// СЗ РФ. 2012. № 45. Ст. 6257.

10. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 28.10.2022 г. № 179 «Об утверждении Требований к подтверждению уничтожения персональных данных»// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.11.2022, № 0001202211290008.

11. Постановление Правительства РФ от 06.07.2008 г. № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных»// СЗ РФ. 2008. № 28. Ст. 3384.

12. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 28.10.2022 № 180 «Об утверждении форм уведомлений о намерении осуществлять обработку персональных данных, об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о намерении осуществлять обработку персональных данных, о прекращении обработки персональных данных»//Российская газета. 2022. 19 декабря.

13. Подготовлен Минкомсвязью России, ID проекта 04/13/03-19/00089871) // СПС КонсультантПлюс.

14. Цифровое право: учебник / под общ. ред. В.В. Блажеева, М.А. Егоровой. М.: Проспект, 2020. 640 с.

15. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.03.2023 г. № 333 «Об утверждении Методики расчета показателя «Доля массовых и государственных сервисов, обеспеченных возможностью их получения с использованием цифрового профиля гражданина» федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и внесении изменений в некоторые приказы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»»// СПС Гарант.

16. Жарова А.К. Вопросы обеспечения безопасности цифрового профиля человека // Юрист. 2020. № 3. СПС «КонсультантПлюс»

17. Рекомендация СМ/Rec (2010)13 Комитета министров странам-членам по вопросам защиты частных лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных в контексте профилирования граждан (утверждена Комитетом министров 23.11.2010) — URL: https://www.refworld.org/ru/legal/resolution/coeministers/2012/ru/88932 (дата обращения: 06 июля 2025)

18. Мочалов А.Н. Цифровой профиль: основные риски для конституционных прав человека в условиях правовой неопределенности // Lex russica. 2021. Т. 74. № 9. С. 97. DOI: 10.17803/1729-5920.2021.178.9.088-101.

19. Московская компания Infowatch запатентовала программу для прогнозирования увольнения сотрудников — URL: https://moskvichmag.ru/gorod/moskovskaya-kompaniyainfowatch-zapatentovala-programmu-dlya-prognozirovaniya-uvolneniya-sotrudnikov/ (дата обращения: 05 июля 2025).

* Исследование выполнено при финансовой поддержке УрГЮУ имени В.Ф.Яковлева в рамках реализации проекта ведущей научной школы № ВНШ/25-СГ.

*«The reported study was funded by USLU named after V.F. Yakovlev according to the project of the scientific school № VNSH/25-SG».

Взятый нашей страной курс на построение цифровой экономики затронул все сферы жизни общества. Не стала исключением и сфера труда: в трудовое законодательство были внесены, а позднее и усовершенствованы нормы, направленные на регулирование труда дистанционных работников; работодатели получили возможность взаимодействовать с работниками посредством электронного кадрового документооборота через собственную информационную систему или используя единую цифровую платформу «Работа в России»; информационная система Роструда «Онлайнинспекция. рф» позволила работодателям с помощью сервиса «Трудовой навигатор» выстроить правильный алгоритм проведения кадровых мероприятий, а «Банк типовых документов» направлен на помощь работодателю в их документировании.

Активно используется в кадровой деятельности и искусственный интеллект: так, с помощью сервиса «Электронный инспектор» работодателю можно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства, что позволяет минимизировать негативные последствия контроля (надзора) со стороны Государственной инспекции труда; информационные системы с технологиями искусственного интеллекта используются при проведении обязательных медицинских осмотров, HR-роботы помогают при подборе персонала, обрабатывая и записывая разговоры с соискателями, анализируя их эмоции и генерируя отчет работодателю.

Новым направлением внедрения искусственного интеллекта в сферу труда становится «цифровизация» кадров или разработка и использование цифрового профиля работника — его своеобразного «digital-двойника», который аккумулирует «всю доступную информацию о человеке: от биографических данных, опыта в разных компаниях, навыков — до рабочих задач, достижений и результатов оценки».

Для Цитирования:
Кучина Юлия Александровна, К вопросу о достаточности правового регулирования цифрового профиля работника*. Вопросы трудового права. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: