Проблема взаимоотношений врача и пациента актуальна для специалиста любой медицинской организации [1–5], при этом для коммерческих центров она имеет определенные особенности [6–7]. Врач частного центра должен не только реализовать права пациента, регламентированные законодательством, но и обеспечить такой уровень удовлетворенности пациента, а зачастую и его родственников, который сделает возможным его повторное обращение. Таким образом, модель поведения врача коммерческой организации может несколько отличаться от таковой в некоммерческой. Задачей медицинских работников государственных лечебно-профилактических учреждений является оказание медицинской помощи в соответствии с четко определенными требованиями, а врач частой клиники должен, помимо этого, сделать максимальный акцент на удовлетворение личных пожеланий пациента.
В связи с вышеизложенным целью настоящего исследования стал анализ особенностей коммуникации в рамках традиционных моделей взаимоотношения врача и пациента применительно к условиям коммерческой медицинской организации.
Традиционно модели взаимоотношения врача и пациента подразделяют на инженерную, патерналистскую (пастырскую), контрактную (договорную) и коллегиальную [2, 4, 8].
Инженерная модель характеризуется технократическими принципами и рассматривает отношение врача и пациента как безличный процесс, имеющий задачей исправление отклонений физиологического механизма. Подобная модель может иметь место между пациентом и врачом клинико-диагностической, патологоанатомической лаборатории или рентгенкабинета, которые не имеют прямого контакта с больным, а работают только с результатами исследований. В то же время распространение стандартизации в современной медицине расширяет и область применения инженерной модели, поскольку врач должен выполнять должностные обязанности в строго очерченных рамках, и его деятельность оценивается с позиций выполнения конкретных процедур [8].
Патерналистская модель, наоборот, основана на высоком участии межличностных отношений между врачом и пациентом по принципу компетентного и заботливого отца и неразумного любимого ребенка [8]. Подобная модель предусматривает высокую степень участия врача в проблемах пациента и его единоличное принятие решения по поводу оказания медицинской помощи. Взаимоотношения при таком формате могут перерасти даже в тип «начальник — подопечный». Патернализм в рамках современного законодательства возможен только при оказании медицинской помощи лицам, находящимся в бессознательном состоянии, и несовершеннолетним до 15 лет при экстренных условиях оказания медицинской помощи и отсутствии рядом законного представителя [2, 9, 10]. Тем не менее именно недостаток заботы и внимания медицинских работников по отношению к пациенту является причиной многочисленных обращений, связанных с неудовлетворенностью оказанными медицинскими услугами [11–14]. При этом существуют примеры формирования модели между врачом и пациентом, основанной на принципах патернализма и в современном здравоохранении [15, 16].