По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2011-04

К вопросу моделях взаимоотношений врача и пациента и их применимости в условиях оказания медицинской помощи в частной медицинской организации

Груздева Лилана Владимировна врач-невролог, ООО «КСТ Садко», заместитель главного врача по экспертизе качества и безопасности медицинской помощи, МЦ «Алтея» (ООО Клиника-НН), city18160@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-6108-1869

Статья посвящена анализу традиционных моделей взаимоотношений между врачом и пациентом и возможности их применения в современной практике медицинских работников. При этом акцент сделан на требования к формированию модели врача и пациента в коммерческих медицинских организациях. Автор проводит анализ ряда аспектов коммуникации между врачом и пациентом в условиях разных моделей. В заключение автор приходит к выводу о необходимости создания корпоративных стандартов поведения врача при контакте с пациентами в коммерческих медицинских организациях.

Литература:

1. Миц А.Н., Бондарев А.А., Гонтарев С.Н. Клиническая значимость взаимоотношения врача и пациента (обзор литературы). Менеджер здравоохранения. 2020; 2: 43–49.

2. Кром И.Л., Еругина М.В., Ерёмина М.Г., Ковалев Е.П., Власова М.В. Современные трансформации пространства медицины от медицинской помощи к медицинской услуге. Биоэтика. 2019; 1 (23): 27–29.

3. Бычкова О.И., Доника А.Д., Седова Н.Н. Этика и право в отношениях врача и пациента в военной медицине. Военно-медицинский журнал. 2018; 339 (9): 11–15.

4. Абаева О.П. Научное обоснование и пути оптимизации реализации прав пациента в Российской Федерации. дис. … д-ра мед. наук / ГОУВПО «Первый МГМУ им. Сеченова». Москва. 2011: 275 с.

5. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П. Значение уровня образования и места жительства пациента в построении его правозаконных отношений с врачом муниципального лечебного учреждения. Социология медицины. 2009; 1 (14): 27–29.

6. Ермаков И.С. Психологические особенности личности пациента в эстетической стоматологии. рекомендации по ведению пациента на различных этапах. Международный студенческий научный вестник. 2016; 2: 57.

7. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Хитрин М.И. Современные аспекты реализации прав пациента на автономию при оказании медицинской помощи в муниципальной больнице и частной медицинской организации. Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2009; 3: 151–155.

8. Яровинский М.Я. Медицинская этика (биоэтика)/ учебное пособие для студентов медицинских вузов. — Москва: Медицина. 2006.

9. Седова Н.Н., Каплунов К.О. К вопросу об информированном добровольном согласии в условиях детского инфекционного стационара. Менеджер здравоохранения. 2013; 1: 29–35.

10. Абаева О.П. Медико-социальные проблемы, связанные с реализацией права пациента подросткового возраста на автономию при медицинской помощи. Социология медицины. 2011; 1 (18): 27–29.

11. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Егорова Т.В. Значение работы с письменными обращениями населения в территориальный орган управления здравоохранением в оценке организационно-правового обеспечения отрасли. Проблемы управления здравоохранением. 2007; 4: 29–32.

12. Сергеев Ю.Д., Сокол А.Ф., Шурупова Р.В. Врач и пациент: этические и правовые аспекты взаимоотношений. Медицинское право. 2016. 1: 3–6.

13. Филиппов Ю.Н., Эделев Н.С., Краев И.П., Абаева О.П. Соблюдение. Медицинское право. 2008. 2: 39–42.

14. Филиппов Ю.А., Эделев Н.С., Краев И.П., Абаева О.П. Значение анализа жалоб населения в оценке качества медицинской помощи. Медицинский альманах. 2007. 1: 18–20.

15. Романов С.В., Рябова Е.Н., Абаева О.П., Васенин С.А., Загайнов В. Е. К вопросу о модели взаимоотношений пациентов, перенесших пересадку печени, и врачей центра трансплантации. Вестник трансплантологии и искусственных органов. 2019; 21: 189.

16. Абаева О.П., Романов С.В., Рябова Л.Н. Особенности модели взаимоотношения пациентов, перенесших пересадку органов, и врачей центра трансплантации. Национальное здоровье. 2019. 1: 23–26.

17. Кром И.Л., Еругина М.В., Шмеркевич А.Б. Современные векторы паллиативной помощи. Саратовский научно-медицинский журнал. 2015; 11 (4): 503–506.

18. Агапова Е.Г., Доника А.Д., Есипенко Ю.В. Этические проблемы взаимодействия врачей с пожилыми пациентами на примере социальной группы военных пенсионеров. Биоэтика. 2017; 1 (19): 52–54.

19. Хрусталев Ю.М., Эккерт Н.В. Философско-медицинские аспекты паллиативной помощи и проблемы эвтаназии. Вестник Российской академии медицинских наук. 2007; 6: 28–36.

20. Эккерт Н.В., Свистунов Е.А. Отделение милосердия — оптимальная структура медико-социальной и паллиативной помощи. Проблемы управления здравоохранением. 2006; 4: 35–38.

21. Романов С.В., Дзюбак С.А., Абаева О.П. Пути повышения удовлетворенности пациентов при обслуживании в регистратуре поликлиники медицинской организации системы ФМБА России. Медицина экстремальных ситуаций. 2017; 61 (3): 47–50.

22. Доника А.Д., Крайнова И.Ю., Леонова В.А. Медицинская услуга как вектор изменения модели взаимоотношения врача и пациента (современные проблемы профессионализации в медицине). Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013; 5: 130–131.

1. Mits A.N., Bondarev A.A., Gontarev S.N. Clinical significance of doctor-patient relationship (literature review). Health manager. 2020. No.2. Pp. 43-49.

2. Krom I.L., Erugina M.V., Eryomina M.G., Kovalev E.P., Vlasova M.V. Modern transformations of the medical space from medical care to medical service. Bioethics. 2019. No. 1 (23). Pp. 27-29.

3. Bychkova O.I., Donika A.D., Sedova N.N. Ethics and legal aspects in relationship of doctor and patient in military medicine. Military medical journal. 2018. Vol. 339. No. 9. Pp. 11-15.

4. Abaeva O.P. Scientific justification and ways to optimize the implementation of patient rights in the Russian Federation. Thesis of PhD in Medicine./ I.M. Sechenov First Moscow State Medical University. Moscow, 2011 – 275 p.

5. Filippov Yu.N., Abaeva O.P. The significance of the patient's level of education and place of residence in building his legal relations with the doctor of a municipal medical institution. Sociology of medicine. 2009. No.1 (14). Pp. 27-29.

6. Ermakov I.S. Psychological features of the patient's personality in aesthetic dentistry. Guidelines on the management of the patient at various stages. International student scientific bulletin. 2016. No. 2. P. 57.

7. Filippov Yu.N., Abaeva O.P., Khitrin M.I. Modern aspects of the implementation of the patient's rights to autonomy in the provision of medical care in a municipal hospital and a private medical organization. Russian Academy of Medical Sciences. Bulletin of the National Research Institute of Public Health. 2009. No. 3. Pp. 151-155.

8. Yarovinskiy M.Ya. Medical ethics (bioethics)/ manual for medical students/ Moscow: Meditsina, 2006.

9. Sedova N.N., Kaplunov K.O. On the issue of informed voluntary consent in a children's infectious diseases hospital. Healthcare manager. 2013. No. 1. Pp. 29-35.

10. Abaeva O. P. Medical and social problems related to the implementation of the right of a teenage patient to autonomy in medical care. Sociology of medicine. 2011. No. 1 (18). Pp. 27-29.

11. Filippov Yu.N., Abaeva O.P., Egorova T.V. The importance of working with written requests from the population to the territorial health management body in assessing the organizational and legal support of the industry. Problems of healthcare management. 2007. No. 4. Pp. 29-32.

12. Sergeev Yu.D., Sokol A.F., Shurupova R.V. Doctor and patient: ethical and legal aspects of the relationship. Medical law. 2016. No. 1. Pp. 3-6.

13. Filippov Yu.N., Edelev N.S., Kraev I.P., Abaeva O.P. Compliance with the patient's rights as a criterion of legal literacy of medical personnel of medical institutions. Medical law. 2008. No. 2. Pp. 39-42.

14. Filippov Yu.A., Edelev N.S., Kraev I.P., Abaeva O.P. The importance of analyzing complaints of the population in assessing the quality of medical care. Medical almanac. 2007. No. 1. Pp. 18-20.

15. Romanov S.V., Ryabova E.N., Abaeva O.P., Vasenin S.A., Zagaynov V.E. On the model of relationships between patients who have undergone liver transplantation and doctors of the transplantation center. Bulletin of Transplantology and Artificial Organs. 2019. Vol. 21. No. S. P. 189.

16. Abaeva O.P., Romanov S.V., Ryabova L.N. Features of the model of relationship between patients who have undergone organ transplantation and doctors of the transplantation center. National health. 2019. No. 1. Pp. 23-26.

17. Krom I.L., Erugina M.V., Shmerkevich A.B. Modern vectors of palliative care. Saratov scientific and medical journal. 2015. Vol. 11. No. 4. Pp. 503-506.

18. Agapova E.G., Donika A.D., Esipenko Yu.V. Ethical problems of interaction between doctors and elderly patients on the example of a social group of military pensioners. Bioethics. 2017. No. 1 (19). Pp. 52-54.

19. Khrustalev Yu.M., Ekkert N.V. Philosophical and medical aspects of palliative care and problems of euthanasia. Bulletin of the Russian Academy of Medical Sciences. 2007. No. 6. Pp. 28-36.

20. Ekkert N.V., Svistunov E.A. Department of mercy - optimal structure of medical, social and palliative care. Problems of healthcare management. 2006. No. 4. Pp. 35-38.

21. Romanov S.V., Dzyubak S.A., Abaeva O.P. Ways to increase patient satisfaction when servicing in the registry of a polyclinic of a medical organization of the FMBA system of Russia. Emergency medicine. 2017. Vol. 61. No. 3. Pp. 47-50.

22. Donika A. D., Kraynova I.Yu., Leonova V.A. Medical service as a vector of changing the model of doctor - patient relationship (modern problems of professionalization in medicine). International journal of applied and fundamental research. 2013. No. 5. Pp. 130-131.

Проблема взаимоотношений врача и пациента актуальна для специалиста любой медицинской организации [1–5], при этом для коммерческих центров она имеет определенные особенности [6–7]. Врач частного центра должен не только реализовать права пациента, регламентированные законодательством, но и обеспечить такой уровень удовлетворенности пациента, а зачастую и его родственников, который сделает возможным его повторное обращение. Таким образом, модель поведения врача коммерческой организации может несколько отличаться от таковой в некоммерческой. Задачей медицинских работников государственных лечебно-профилактических учреждений является оказание медицинской помощи в соответствии с четко определенными требованиями, а врач частой клиники должен, помимо этого, сделать максимальный акцент на удовлетворение личных пожеланий пациента.

В связи с вышеизложенным целью настоящего исследования стал анализ особенностей коммуникации в рамках традиционных моделей взаимоотношения врача и пациента применительно к условиям коммерческой медицинской организации.

Традиционно модели взаимоотношения врача и пациента подразделяют на инженерную, патерналистскую (пастырскую), контрактную (договорную) и коллегиальную [2, 4, 8].

Инженерная модель характеризуется технократическими принципами и рассматривает отношение врача и пациента как безличный процесс, имеющий задачей исправление отклонений физиологического механизма. Подобная модель может иметь место между пациентом и врачом клинико-диагностической, патологоанатомической лаборатории или рентгенкабинета, которые не имеют прямого контакта с больным, а работают только с результатами исследований. В то же время распространение стандартизации в современной медицине расширяет и область применения инженерной модели, поскольку врач должен выполнять должностные обязанности в строго очерченных рамках, и его деятельность оценивается с позиций выполнения конкретных процедур [8].

Патерналистская модель, наоборот, основана на высоком участии межличностных отношений между врачом и пациентом по принципу компетентного и заботливого отца и неразумного любимого ребенка [8]. Подобная модель предусматривает высокую степень участия врача в проблемах пациента и его единоличное принятие решения по поводу оказания медицинской помощи. Взаимоотношения при таком формате могут перерасти даже в тип «начальник — подопечный». Патернализм в рамках современного законодательства возможен только при оказании медицинской помощи лицам, находящимся в бессознательном состоянии, и несовершеннолетним до 15 лет при экстренных условиях оказания медицинской помощи и отсутствии рядом законного представителя [2, 9, 10]. Тем не менее именно недостаток заботы и внимания медицинских работников по отношению к пациенту является причиной многочисленных обращений, связанных с неудовлетворенностью оказанными медицинскими услугами [11–14]. При этом существуют примеры формирования модели между врачом и пациентом, основанной на принципах патернализма и в современном здравоохранении [15, 16].

Для Цитирования:
Груздева Лилана Владимировна, К вопросу моделях взаимоотношений врача и пациента и их применимости в условиях оказания медицинской помощи в частной медицинской организации. ГЛАВВРАЧ. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: