По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378 DOI:10.33920/pol-01-2112-03

К вопросу формирования профессиональной компетентности педагога с учетом требований стандартов WorldSkills

Грунёва Анна Александровна заместитель директора по учебно-производственной работе, ОБПОУ «Курский техникум связи», г. Курск, Россия, Е-mail: a.gruneva2012@yandex.ru
Николенко Денис Владимирович преподаватель, ОБПОУ «Курский техникум связи», г. Курск, Россия, Е-mail: nikolenko.denis2011@yandex.ru

Чемпионаты Worldskills задают высокие стандарты профессионального мастерства, воспитывают гордость за свою специализацию, приобщают видеть мельчайшие детали проблем, оптимизируют путь обучающегося к высокому уровню профессиональной деятельности. В ходе конкурса появляется возможность оценить уровень сформированности профессиональных компетенций будущих выпускников, внести свои предложения и сделать выводы о качестве профессионально-педагогической подготовки студентов. В статье представлены актуальные направления развития среднего профессионального образования в условиях перехода к новой цифровой экономике. Международное движение WorldSkills как ресурс развития педагогической профессии. Описаны перспективы и проблемы подготовки педагогических кадров по стандартам WorldSkills. Подходы к оценке профессиональной педагогической деятельности: место оценочных инструментов и технологии WorldSkills в реализации образовательного процесса. Вывод о профессиональной готовности будущих специалистов IT-сферы — это комплекс личностных умений, развитие которых является итогом целенаправленного профессионального воздействия средствами специализированных ресурсов, позволяющих осуществить эффективную подготовку к успешной профессиональной деятельности.

Литература:

1. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х томах. — М.: НИИ педагогические технологии, 2016. — 816 с.

2. Мониторинг СПО-2019. Характеристика системы среднего профессионального образования. Центральный федеральный округ. Курская область [Электронный ресурс]. — URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_spo/material.php?type=2&id=10503 (дата обращения: 23.03.2021).

3. WorldSkills: сборная России отправилась на чемпионат мира по профмастерству в Лейпциг. Национальная служба новостей, 29.07.2018.

4. WorldSkills Russia. Устав проекта [Электронный ресурс]. — URL: https://worldskills.ru/o-nas/dokumentyi/dokumentyi-po-proektam/.

5. Регламент чемпионата WorldSkills Russia [Электронный ресурс]. — URL: https://worldskills.ru/onas/dokumentyi/reglamentiruyushhie.html.

6. Термины и определения WorldSkills Russia [Электронный ресурс]. — URL: https://worldskills.ru/o-nas/dokumentyi/obshhie.html.

7. Агатаев, К. М. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills International — не панацея, а требование рынка труда / К. М. Агатаев // Педагогическая наука и практика. — 2019. — № 3 (25). — С. 76–79.

8. Маргиева, А. В. Под знаком Ворлдскиллс / А. В. Маргиева // Среднее профессиональное образование. — 2020. — № 10 (302). — С. 12–16.

9. Чемпионат мира WorldSkills Kazan 2019 // Среднее профессиональное образование. — 2020. — № 10 (302). — С. 61.

10. Каргиева, О. Н. Использование технологий WorldSkills в подготовке педагогических кадров / О. Н. Каргиева // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. — 2020. — № 8. — С. 87–91.

11. Спиридонов, О. А. Движение WorldSkills — современная форма социокультурного развития / О. А. Спиридонов // В сборнике: Коммуникативные стратегии информационного общества. Труды XII Международной научно-теоретической конференции. 2020. С. 271–274.

12. Аксенова, М. А. Состояние конкурсного движения WorldSkills в системе среднего профессионального образования / М. А. Аксенова // Гуманитарные науки в XXI веке: научный интернет-журнал. — 2019. — № 13. — С. 41–46.

13. Ключкина С.Г., Дмитриев М.Г. Движение WorldSkills — мировая практика и национальные достижения // Среднее профессиональное образование. — 2020. — № 10 (302). — С. 26–29.

14. Конухова, Ю. В. Чемпионаты WorldSkills как средство формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа / Ю. В. Конухова // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сб. статей XIV Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2021. — С. 12–15.

15. Кондратьева, Н. Л. Овладение стандартами WorldSkills как фактор повышения профессиональной компетенции учащихся / Н. Л. Кондратьева // Исследователь/Researcher. — 2020. — № 4 (32). — С. 169–176.

16. Ащеулов, Ю. Б. Использование технологий ворлдскиллс для оценки освоения профессиональных компетенций / Ю. Б. Ащеулов // Технологическое образование в системе «школа — колледж — вуз»: традиции и инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ю. Б. Ащеулова. — Воронеж, 2021. — С. 3–7.

17. Ильевич Т. П., Гончаренко Н. В. Новые форматы развития профессионализма педагога в рамках стандартов ворлдскиллс // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития: сб. науч. статей Всероссийской научно-практической конференции. — Калуга, 2020. — С. 86–101.

18. Абдрахманова, Р. Я. Методическое сопровождение подготовки студентов к участию в чемпионате WorldSkills / Р. Я. Абдрахманова // Иностранные языки в современном мире: сб. материалов XII Международной научно-практической конференции / под ред. Д. Р. Сабировой, А. В. Фахрутдиновой. 2019. С. 235–239.

19. Петрова, Ж. А. Формирование профессиональной компетентности специалиста в рамках проекта WorldSkills / Ж. А. Петрова // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития: материалы Всероссийской научно-исследовательской конференции. 2019. С. 143– 145.

20. Ноздрина, Н. А. О мировых чемпионатах WorldSkills / Н. А. Ноздрина // Российские регионы как центры развития в современном социокультурном пространстве: сб. науч. статей (материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции). 2019. С. 244–246.

1. Selevko G. K. Entsiklopediia obrazovatelnykh tekhnologii [Encyclopedia of educational technologies]: In 2 volumes. M.: Research Institute of Pedagogical Technologies, 2016. 816 p. (In Russ.)

2. Monitoring SPO-2019. Kharakteristika sistemy srednego professionalnogo obrazovaniia [Monitoring of SPO-2019. Characteristics of the system of secondary vocational education]. Central Federal District. Kursk region. [Electronic resource] — URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_ spo/material.php?type=2&id=10503 (date of access: 23.03.2021). (In Russ.)

3. WorldSkills: Sbornaia Rossii otpravilas na chempionat mira po profmasterstvu v Leiptsig [WorldSkills: The Russian national team went to the World Skills Championship in Leipzig] National News Service, 29.07.2018. (In Russ.)

4. WorldSkills Russia. Project Charter [Electronic resource] — URL: https://worldskills.ru/o-nas/dokumentyi/dokumentyi-po-proektam/. (In Russ.)

5. Regulations of the WorldSkills Russia Championship [Electronic resource] — URL: https://worldskills.ru/o-nas/dokumentyi/reglamentiruyushhie.html. (In Russ.)

6. Terms and definitions WorldSkills Russia [Electronic resource] — URL: https://worldskills.ru/o-nas/dokumentyi/obshhie.html. (In Russ.)

7. Agataev K. M. Demonstratsionnyi ekzamen po standartam Worldskills international — ne panatseia, a trebovanie rynka truda [Demonstration exam according to Worldskills International standards is not a panacea, but a requirement of the labor market] / K. M. Agataev // Pedagogicheskaia nauka i praktika [Pedagogical Science and Practice]. 2019. № 3 (25). P. 76–79. (In Russ.)

8. Margieva A. V. Pod znakom Vorldskills [Under the sign of Worldskills] / A. V. Margieva // Srednee professionalnoe obrazovanie [Secondary vocational education]. 2020. No. 10 (302). P. 12–16. (In Russ.)

9. World Cup Worldskills Kazan 2019 // Srednee professionalnoe obrazovanie [Secondary vocational education]. 2020. No. 10 (302). P. 61. (In Russ.)

10. Kargieva O. N. Ispolzovanie tekhnologii WorldSkills v podgotovke pedagogicheskikh kadrov [The use of WorldSkills technologies in the training of pedagogical personnel] / O. N. Kargieva // Polilingvalnoe obrazovanie kak osnova sokhraneniia iazykovogo naslediia i kulturnogo raznoobraziia chelovechestva [Multilingual education as the basis for preserving the linguistic heritage and cultural diversity of mankind]. 2020. No. 8. P. 87–91. (In Russ.)

11. Spiridonov O. A. Dvizhenie WorldSkills — sovremennaia forma sotsiokulturnogo razvitiia [The WorldSkills Movement is a modern form of socio-cultural development] / O. A. Spiridonov // In the collection: Kommunikativnye strategii informatsionnogo obshchestva [Communication strategies of the information society]. Proceedings of the XII International Scientific and Theoretical Conference. 2020. P. 271–274. (In Russ.)

12. Aksenova M. A. Sostoianie konkursnogo dvizheniia WorldSkills v sisteme srednego professionalnogo obrazovaniia [The state of the competitive movement of WorldSkills in the system of secondary vocational education] / M. A. Aksenova // Gumanitarnye nauki v XXI veke [Humanities in the XXI century]: scientific Internet journal. 2019. No. 13. P. 41–46. (In Russ.)

13. Kliuchkina S. G., Dmitriev M. G. Dvizhenie WorldSkills — mirovaia praktika i natsionalnye dostizheniia [WorldSkills movement — world practice and national achievements] / S. G. Kliuchkina, M. G. Dmitriev // Srednee professionalnoe obrazovanie [Secondary vocational education]. 2020. No. 10 (302). P. 26–29. (In Russ.)

14. Konukhova Iu. V. Chempionaty Worldskills kak sredstvo formirovaniia professionalnykh kompetentsii u studentov kolledzha [Worldskills Championships as a Means of Forming Professional Competencies in College Students] / Iu. V. Konukhova // In the collection: Pedagogika i sovremennoe obrazovanie: traditsii, opyt i innovatsii [Pedagogy and modern education: traditions, experience and innovation]. Collection of articles of the XIV International Scientific and Practical Conference. Penza, 2021. P. 12–15. (In Russ.)

15. Kondratieva N. L. Ovladenie standartami WorldSkills kak faktor povysheniia professionalnoi kompetentsii uchashchikhsia [Mastering WorldSkills standards as a factor in increasing the professional competence of students] / N. L. Kondratieva // Issledovatel [Researcher]. 2020. No. 4 (32). P. 169–176. (In Russ.)

16. Ashcheulov Iu. B. Ispolzovanie tekhnologii vorldskills dlia otsenki osvoeniia professionalnykh kompetentsii [The use of worldskills technologies to assess the development of professional competencies] / Iu. B. Ashcheulov // In the collection: Tekhnologicheskoe obrazovanie v sisteme «Shkola — Kolledzh — Vuz»: traditsii i innovatsii [Technological education in the «School — College — University» system: traditions and innovations]. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Ed. Iu. B. Ashcheulov. Voronezh, 2021. P. 3–7. (In Russ.)

17. Ilievich T. P., Goncharenko N. V. Novye formaty razvitiia professionalizma pedagoga v ramkakh standartov vorldskills [New formats for the development of teacher professionalism within the framework of worldskills standards] / T. P. Ilievich, N. V. Goncharenko // In the collection: Sovremennye problemy professionalnogo obrazovaniia: tendentsii i perspektivy razvitiia [Modern problems of vocational education: trends and development prospects]. Collection of scientific articles of the All-Russian scientific-practical conference. Kaluga, 2020. P. 86–101. (In Russ.)

18. Abdrakhmanova R. Ia. Metodicheskoe soprovozhdenie podgotovki studentov k uchastiiu v chempionate WorldSkills [Methodological support of preparing students for participation in the WorldSkills championship] / R. Ia. Abdrakhmanova // In the collection: Inostrannye iazyki v sovremennom mire [Foreign languages in the modern world]. Collection of materials of the XII International Scientific and Practical Conference. Edited by D. R. Sabirova, A. V. Fakhrutdinova. 2019. P. 235–239. (In Russ.)

19. Petrova Zh. A. Formirovanie professionalnoi kompetentnosti spetsialista v ramkakh proekta WorldSkills [Formation of professional competence of a specialist within the framework of the WorldSkills project] / Zh. A. Petrova // In the collection: Molodezhnaia nauka v XXI veke: traditsii, innovatsii, vektory razvitiia [Youth science in the XXI century: traditions, innovations, vectors of development]. Materials of the All-Russian Scientific Research Conference. 2019. P. 143–145. (In Russ.)

20. Nozdrina N. A. O mirovykh chempionatakh WorldSkills [WorldSkills World Championships] / N. A. Nozdrina // In the collection: Rossiiskie regiony kak tsentry razvitiia v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve [Russian regions as development centers in modern sociocultural space]. Collection of scientific articles materials of the 5th All-Russian Scientific and Practical Conference. 2019. P. 244–246. (In Russ.)

В последнее время в системе профессионального образования Курской области прослеживаются положительные тенденции: продвижение статуса СПО, ежегодный прирост числа абитуриентов, расширение и углубление треков образовательных услуг и пакетов специальностей/профессий, предлагаемых техникумом, альтернативность и вариативность программ обучения в зависимости от требований работодателя, изменения нормативной базы, социального партнерства.

По данным Комитета образования и науки Курской области, 59 % выпускников 9-х классов общеобразовательных школ, сдав ОГЭ, выбирают в качестве дальнейшей формы обучения получение образования в системе СПО.

Основная особенность ФГОС СПО 3+ в том, что они интегрируют систему требований к результатам освоения образовательных программ, берут за основу стандарты WorldSkills. Например, все ФГОС СПО 3+ предполагают проведение демонстрационного экзамена (ДЭ) по стандартам WorldSkills, результаты которого учитываются работодателями (социальными партнерами), имеющими соглашение с союзом WorldSkills о признании результатов ДЭ. Также ФГОС имеет серьезные отличия в структуре. Так, сам стандарт теперь содержит лишь рамочные условия реализации образовательной программы, ее детализация отображена в Примерной программе, выполнение которой обязательно, поскольку стандарт ссылается на нее.

Нужно отметить, что распространение практики WorldSkills Russia способствует совершенствованию налаженности подготовки кадров и продвижению бренда «рабочие профессии» в общественном сознании. Важной миссией движения WorldSkills является популяризация перспективных направлений подготовки и видов занятости, функциональное углубление компетенций «завтрашнего дня», что способствует профессиональной ориентации молодежи на рабочие профессии. На протяжении последних трех лет наблюдается устойчивая тенденция роста востребованности программ СПО у выпускников общеобразовательных школ. Средний балл аттестата студентов, принятых на обучение по очной форме, на 0,1 превышает показатель по Российской Федерации и составляет 4,03 балла по программам подготовки специалистов среднего звена и 3,60 балла по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (по РФ — 3,58) [1].

Для Цитирования:
Грунёва Анна Александровна, Николенко Денис Владимирович, К вопросу формирования профессиональной компетентности педагога с учетом требований стандартов WorldSkills. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: